Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 21 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

Строка в бюджете при кризисе жанра

A- A+

«Самое увлекательное чтиво – это бюджет Республики Дагестан. Когда начинаешь внимательно разбирать в нём столбики цифр, то становятся понятными многие события в республике, активность тех или иных представителей политбомонда. Если вы собрались прочесть на этой странице очередной скандал о расхитителях бюджетных средств, то… не сегодня. Мы поговорим о том, что представляет собой бюджет рядового муниципального образования, а также о долгах…».

Таково многообещающее начало статьи в последнем номере «Черновика» (автор -Магомед Магомедов). Не так много людей может назвать скучное нагромождение цифр увлекательным чтивом. Впрочем, это личное дело каждого, чем увлекаться. Мы же постараемся обнаружить в статье те «интересности», которые отыскал автор и которыми он делится с нами, читателями.

Автор утверждает, что все муниципальные образования Дагестана живут сегодня благодаря таким понятиям, как «дотации», «субвенции», «субсидии», а также «программа софинансирования». Фактически – это жизнь в долг. «Да что говорить, — сетует автор, -если из 56,6 млрд. рублей бюджета Дагестана более половины (31,3 млрд.) нам даёт федеральный центр».

Цифры вызвали настороженность: официальные органы утверждают, что дотационность республиканского бюджета за последние годы снижена до 72-74 процентов, а если верить приведенным «Черновиком» цифрам, то пора петь дифирамбы республиканской власти, ведь в таком случае дотационность составляет около 55 процентов.

Согласно информации РИА «Дагестан», в конце минувшего года министр финансов РД Абдусамад Гамидов, выступая в Народном Собрании РД с бюджетной концепцией на этот год, сказал, что прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета составляет 54 590 265,7 тыс. рублей, в том числе объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, определены в сумме 45 047 483,7 тыс. рублей. Дотационность бюджета Дагестана составит около 74% против 72% в 2008 году.

Да бог с ними, с цифрами, речь не о них. Как утверждает автор статьи, экономическая нестабильность в стране, политические пертурбации на федеральном и региональном уровнях, мировой кризис в конце концов как бы служат оправданием того, что федеральный центр даёт денег бедной республике, а она, в свою очередь, кормит муниципалитеты. А вот здесь уже делается первое обобщение: мол, все уровни власти делают вид, что такая подпитка – мера вынужденная, «до лучших времён», понимая при этом, что эта «временная мера» превратилась в хороший источник доходов, и для получения этих доходов главам муниципалитетов не нужно что-либо делать, даже развивать имеющийся у них налоговый потенциал. Дели федеральный пирог да ешь.

Об этом говорено много. И все понимают, что ситуацию нужно менять. И глава республики Муху Алиев, судя по публикациям в СМИ, не устаёт требовать от глав МО думать об увеличении доходной части муниципальных бюджетов. Но тут автор статьи в «Черновике» усмотрел еще одну тенденцию: по его мнению, вопрос не только в том, что назрела необходимость заняться реальным развитием территорий, но и в том, что «дотационная игла» из инструмента влияния главы республики постепенно превращается в оружие должника.

Что тут имеется в виду? То, что муниципалитеты начали злоупотреблять своей дотационностью. Для примера взята ситуация с долгами за электроэнергию, которая сложилась в Махачкале, — на погашение трети долга в размере 407 млн. рублей Правительство Дагестана выделило Махачкале беспроцентную ссуду. По мнению автора, оно могло бы этого не делать, так как не должно отвечать за плохую работу соответствующих городских служб. Речь идёт о вынужденной мере, так как республиканская власть понимает, что в противном случае проблемы Махачкалы могут аукнуться и далеко от площади. Поэтому, утверждает автор, кто и кем здесь управляет через долги муниципального образования, – это ещё вопрос, требующий серьёзного изучения.

Далее приводятся суммы, направляемые на выравнивание бюджетов районов. А они составляют от 200 до 300 млн. рублей. Кроме того, республика отдельно выплачивает муниципалитетам дотации и субвенции, которые идут на выполнение ими функций в образовательной сфере, организацию опеки и попечительства, на осуществление отдельных полномочий государства.

Здесь вообще непонятно, на что сетует автор? Ведь перераспределение дохода – это одна из главных функций бюджета. Такое перераспределение нужно для финансового обеспечения социальной политики, без него невозможно обеспечить социальную направленность бюджетных средств: поддержку наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, безработных, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры, гарантировать социальные и экономические права граждан республики.

При высоком уровне дотационности органов местного самоуправления складывается ситуация, при которой руководство МО начинает развивать только те сферы, которые позволят в будущем привлекать федеральные или республиканские средства – вот основной лейтмотив статьи. И приводится пример: зная, что построенная новая школа заставит республиканский бюджет выплачивать дополнительные средства на реализацию образовательных программ и питание школьников, глава МО будет с пеной у рта доказывать необходимость постройки ещё нескольких школ, обосновывая это приростом населения, программами по удерживанию населения в горах и прочим. Причём, строительство школ суперсовременных, дорогих, построенных компаниями, выигравшими тендеры и чисто случайно связанными с главой МО или его родственниками…

Невозможно утверждать, что здесь автор в корне неправ. Только хочется спросить: а что вы предлагаете? Не строить школы, а если строить – не суперсовременные, недорогие? Не выделять муниципалитетам дотации, субвенции, субсидии? Бросить людей на произвол судьбы? Какой иной выход предлагается? Мы все, живущие и в столице и в самом высокогорном селе, понимаем, что жить в долг, за чужой счёт – унизительно. Понимаем, что республика (как и вся страна) только-только выкарабкивается из ущелья. А на этом пути иногда приходится хвататься и за колючки. Но карабкаемся и непременно выйдем на более-менее ровное место, на широкую дорогу, может быть, и на асфальтированную. А пока…

С трудом верится, что есть люди, которые этого не понимают. Тогда почему, с какой целью появляются публикации с безадресной критикой? Да, бюджет республики идеальным не назовешь, и его можно критиковать, но только в том случае, если у тебя есть более лучший вариант документа. А если хочется просто критиковать и у тебя кризис конструктивных мыслей – тогда годится и бюджетная строка. Любая. И репутация борца за правду тебе обеспечена.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»