Купить PDF-версию
04:39 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
10:00 23.03.2017

Торги: открыто и прозрачно

Эффективная система контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является неотъемлемой частью государственного и муниципального управления. Закупки – одна из наиболее коррупционных сфер. Чтобы свести на нет эту негативную составляющую, в стране продолжается интенсивная реформа системы закупок. Закон о контрактной системе внес свою лепту в это дело. О принципиальных изменениях в этой сфере и ее функциях рассказал руководитель Службы государственного финансового контроля РД Артур Муртазалиев.

– Контроль в сфере закупок, – говорит он, – направлен на выявление нарушений – неэффективное использование бюджетных средств и своевременное принятие мер по привлечению виновных к ответственности. Основной задачей при реализации полномочий по контролю в сфере закупок Служба считает создание контрактной системы, отвечающей основополагающим принципам законодательства о контрактной системе. Полагаем, что задачей контрольных органов является не только выявление нарушений и наказание, но и пропаганда требований законодательства. Превентивные меры, по нашему глубокому убеждению, эффективнее и менее затратны для бюджета.

– В чем она заключается?

– Сотрудники Службы активно ведут разъяснительную работу среди государственных и муниципальных заказчиков. Для этой цели используются площадки семинаров, форумов, проводимых в республике. По проблемам совершенствования законодательства о контрактной системе организуются встречи со студентами вузов. В СМИ даются разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением закупок.

Убежден, что эта работа поз­волит снизить количество допус­каемых нарушений, выявить наиболее проблемные вопросы в сфере, определить нормы закона, на которые необходимо обратить внимание в своей деятельности как заказчикам, так и контрольным органам. Только взаимодействие заказчиков, общественности, контрольных и надзорных органов позволит сделать систему закупок открытой и прозрачной и тем самым повысить доверие к власти.

Одним из аспектов разъяснительной работы Служба считает методологическое сопровождение осуществления ведомственного контроля в сфере закупок. Закон о контрактной системе установил, что заказчиками должен осуществляться ведомственный контроль в отношении своих подведомственных организаций. В этой связи Службой оказывается методическая помощь в построении системы ведомственного контроля. Проведенный анализ регламентов работы структурных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, определил проблемные вопросы в этой сфере.

ALI_9207.jpg

– И каковы результаты?

– Нами подготовлен Типовой регламент осуществления ведомственного контроля в сфере закупок, который, по нашему мнению, позволит унифицировать систему контроля в сфере закупок различными ведомствами, создать систему обмена информацией по нарушениям, а в последующем и базу наиболее типичных нарушений и методов недопущения и их устранения.

В целях выработки совместных решений Службой создана рабочая группа по совершенствованию ведомственного контроля. Совместно с органами власти разрабатывается методика оценки деятельности структурных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих ведомственный контроль в сфере закупок, которая позволит оценить качество проводимых проверок и их эффективность.

В целях предотвращения нарушений законодательства о контрактной системе и неэффективного расходования бюджетных средств Служба активно применяет предварительный контроль в сфере закупок, позволяющий ежегодно предотвращать нарушения законодательства о контрактной системе, а в последующем и бюджетного законодательства. Проводится работа по расширению возможностей осуществления предварительного контроля и повышению его эффективности в сфере закупок. Применение указанного метода позволило при сокращении количества проверок повысить их качество.

За трехлетний период функционирования по результатам контрольной деятельности в сфере закупок Службой государственного финансового контроля республики сэкономлено 1,4 млрд рублей

При этом охват проверенных средств не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивается, растут качественные и количественные показатели проводимых проверок. Кроме того, Службой рассматривается информация о количестве поданных и отозванных жалоб в антимонопольные органы. Полагаем, что подаваемые жалобы – один из индикаторов эффективности закупок, так как жалобы подаются заинтересованными участниками закупок, а решения антимонопольной службы фиксируют проблемы, имеющиеся у заказчиков. Необходимо более широко использовать подобного рода информацию для повышения эффективности контроля.

– Какова статистика нарушений, выявленная в ходе контроля?

– За три года деятельности Службой проведено 500 проверок, охвачено средств порядка 20,6 млрд рублей, выявлено нарушений на сумму более 6,9 млрд рублей.

К сожалению, выявляются нарушения не только технического характера, но и имеющие коррупциогенные признаки. Одним из существенных нарушений является завышение начальной (максимальной) цены контракта.

Подобному роду нарушений в немалой степени способствуют и неурегулированность порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, рекомендательный характер норм в этой сфере. За время деятельности Службы выявлено завышение начальной (максимальной) цены контракта на сумму 580 млн рублей. Во исполнение предписаний Службы заказчиками заключены дополнительные соглашения о снижении цены контракта на сумму 252,3 млн руб., или 43,5%.

В ходе проверок большое внимание уделяется признакам аффилированности участников закупок, а также коррупционной составляющей на торгах. В этой связи изучаются коммерческие предложения, на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контрактов, проверяются IP-адреса, с которых осуществляют деятельность заказчики и участники торгов. Выявлен ряд признаков сговора на торгах, аффилированности лиц, предоставивших коммерческие предложения, то есть действия, которые в конечном итоге привели к поддержанию высокой цены на торгах и завышению начальной (максимальной) цены при ее обосновании.

Свидетельствующие о нарушениях материалы направляются в антимонопольные и правоохранительные органы, и деятельность Службы в этом направлении приносит свои плоды. За трехлетний период функционирования по результатам контрольной деятельности в сфере закупок Службой сэкономлено 1,4 млрд руб. Еще на 3,4 млрд руб. объектами контроля устранены нарушения законодательства о контрактной системе.

Анализ проведенных проверок и реализованных материалов позволяет сделать вывод, что отдельные нарушения, допускаемые заказчиками в прошлом, в текущем году практически не встречаются. Так, если в 2014-2015 годах фиксировались нарушения порядка обеспечения исполнения контракта и опубликования закупок без источников финансирования, то контрольные мероприятия 2016 года наглядно показывают, что подобного рода нарушений стало гораздо меньше.

Статьи из «Экономика»

Рынок сбыта расширяется

38
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

3
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

55
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

222
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...

Из жизни дагестанской лозы

132
В последние годы отрасль виноградарства Дагестана заметно оживилась. Растущая год от года...