Торги: открыто и прозрачно
Эффективная система контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является неотъемлемой частью государственного и муниципального управления. Закупки – одна из наиболее коррупционных сфер. Чтобы свести на нет эту негативную составляющую, в стране продолжается интенсивная реформа системы закупок. Закон о контрактной системе внес свою лепту в это дело. О принципиальных изменениях в этой сфере и ее функциях рассказал руководитель Службы государственного финансового контроля РД Артур Муртазалиев.
– Контроль в сфере закупок, – говорит он, – направлен на выявление нарушений – неэффективное использование бюджетных средств и своевременное принятие мер по привлечению виновных к ответственности. Основной задачей при реализации полномочий по контролю в сфере закупок Служба считает создание контрактной системы, отвечающей основополагающим принципам законодательства о контрактной системе. Полагаем, что задачей контрольных органов является не только выявление нарушений и наказание, но и пропаганда требований законодательства. Превентивные меры, по нашему глубокому убеждению, эффективнее и менее затратны для бюджета.
– В чем она заключается?
– Сотрудники Службы активно ведут разъяснительную работу среди государственных и муниципальных заказчиков. Для этой цели используются площадки семинаров, форумов, проводимых в республике. По проблемам совершенствования законодательства о контрактной системе организуются встречи со студентами вузов. В СМИ даются разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением закупок.
Убежден, что эта работа позволит снизить количество допускаемых нарушений, выявить наиболее проблемные вопросы в сфере, определить нормы закона, на которые необходимо обратить внимание в своей деятельности как заказчикам, так и контрольным органам. Только взаимодействие заказчиков, общественности, контрольных и надзорных органов позволит сделать систему закупок открытой и прозрачной и тем самым повысить доверие к власти.
Одним из аспектов разъяснительной работы Служба считает методологическое сопровождение осуществления ведомственного контроля в сфере закупок. Закон о контрактной системе установил, что заказчиками должен осуществляться ведомственный контроль в отношении своих подведомственных организаций. В этой связи Службой оказывается методическая помощь в построении системы ведомственного контроля. Проведенный анализ регламентов работы структурных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, определил проблемные вопросы в этой сфере.
– И каковы результаты?
– Нами подготовлен Типовой регламент осуществления ведомственного контроля в сфере закупок, который, по нашему мнению, позволит унифицировать систему контроля в сфере закупок различными ведомствами, создать систему обмена информацией по нарушениям, а в последующем и базу наиболее типичных нарушений и методов недопущения и их устранения.
В целях выработки совместных решений Службой создана рабочая группа по совершенствованию ведомственного контроля. Совместно с органами власти разрабатывается методика оценки деятельности структурных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих ведомственный контроль в сфере закупок, которая позволит оценить качество проводимых проверок и их эффективность.
В целях предотвращения нарушений законодательства о контрактной системе и неэффективного расходования бюджетных средств Служба активно применяет предварительный контроль в сфере закупок, позволяющий ежегодно предотвращать нарушения законодательства о контрактной системе, а в последующем и бюджетного законодательства. Проводится работа по расширению возможностей осуществления предварительного контроля и повышению его эффективности в сфере закупок. Применение указанного метода позволило при сокращении количества проверок повысить их качество.
За трехлетний период функционирования по результатам контрольной деятельности в сфере закупок Службой государственного финансового контроля республики сэкономлено 1,4 млрд рублей
При этом охват проверенных средств не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивается, растут качественные и количественные показатели проводимых проверок. Кроме того, Службой рассматривается информация о количестве поданных и отозванных жалоб в антимонопольные органы. Полагаем, что подаваемые жалобы – один из индикаторов эффективности закупок, так как жалобы подаются заинтересованными участниками закупок, а решения антимонопольной службы фиксируют проблемы, имеющиеся у заказчиков. Необходимо более широко использовать подобного рода информацию для повышения эффективности контроля.
– Какова статистика нарушений, выявленная в ходе контроля?
– За три года деятельности Службой проведено 500 проверок, охвачено средств порядка 20,6 млрд рублей, выявлено нарушений на сумму более 6,9 млрд рублей.
К сожалению, выявляются нарушения не только технического характера, но и имеющие коррупциогенные признаки. Одним из существенных нарушений является завышение начальной (максимальной) цены контракта.
Подобному роду нарушений в немалой степени способствуют и неурегулированность порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, рекомендательный характер норм в этой сфере. За время деятельности Службы выявлено завышение начальной (максимальной) цены контракта на сумму 580 млн рублей. Во исполнение предписаний Службы заказчиками заключены дополнительные соглашения о снижении цены контракта на сумму 252,3 млн руб., или 43,5%.
В ходе проверок большое внимание уделяется признакам аффилированности участников закупок, а также коррупционной составляющей на торгах. В этой связи изучаются коммерческие предложения, на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контрактов, проверяются IP-адреса, с которых осуществляют деятельность заказчики и участники торгов. Выявлен ряд признаков сговора на торгах, аффилированности лиц, предоставивших коммерческие предложения, то есть действия, которые в конечном итоге привели к поддержанию высокой цены на торгах и завышению начальной (максимальной) цены при ее обосновании.
Свидетельствующие о нарушениях материалы направляются в антимонопольные и правоохранительные органы, и деятельность Службы в этом направлении приносит свои плоды. За трехлетний период функционирования по результатам контрольной деятельности в сфере закупок Службой сэкономлено 1,4 млрд руб. Еще на 3,4 млрд руб. объектами контроля устранены нарушения законодательства о контрактной системе.
Анализ проведенных проверок и реализованных материалов позволяет сделать вывод, что отдельные нарушения, допускаемые заказчиками в прошлом, в текущем году практически не встречаются. Так, если в 2014-2015 годах фиксировались нарушения порядка обеспечения исполнения контракта и опубликования закупок без источников финансирования, то контрольные мероприятия 2016 года наглядно показывают, что подобного рода нарушений стало гораздо меньше.