Второе дыхание «Дагдизеля»
На одном из недавних совещаний профсоюзов выступал представитель завода «Дагдизель». Он говорил о фактах выхода рабочих из профсоюза по причине… большой зарплаты. То есть когда они получали по 10 тысяч рублей, взносы составляли незначительную сумму. А сейчас слесарь, у которого зарплата 160 тысяч, должен отдать 1600 рублей. Ощутимо.
За профсоюз, конечно, обидно, но как не порадоваться тому, что хоть кто–то в нашей республике получает достойную зарплату. Тем более что речь идет о заводе «Дагдизель» – промышленном предприятии, роль которого в экономике республики трудно переоценить. В свое время от него поступало налогов во все уровни бюджета страны больше, чем от всех остальных предприятий Дагестана вместе взятых.
Завод и сегодня остаётся крупнейшим в республике. На него приходится четверть всего объёма производства промышленной продукции. Вспомним 2013 год: Дагестан по показателю «Индекс промышленного производства» занял первое место в России, добившись небывалого (37,5%) роста на фоне нулевой динамики отечественной индустрии только благодаря тому, что «Дагдизель» получил крупный оборонный заказ и приступил к его освоению. Получается, одно предприятие обеспечило рост целой отрасли.
В 2015 году были увеличены темпы производства машин и оборудования на 25%. Завод активно включился в программу по импортозамещению (идёт освоение 14 наименований узлов и агрегатов, поставлявшихся ранее из Украины и Киргизии) и заключил контракты на 2016-2017 годы на 4 млрд 300 млн руб.
Согласно указу Президента России Владимира Путина от 31 марта этого года 100 процентов минус одна акция «Гидроприбора» будут внесены в качестве вклада РФ в уставный капитал корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Сумел сохранить коллектив и основные направления деятельности, к которым в первую очередь относятся: разработка и производство морского подводного оружия для ВМФ, производство промышленных и судовых дизельных двигателей и дизель-электростанций сухопутного и морского назначения, изготовление арматуры систем вентиляции и кондиционирования воздуха кораблей, судов и плавсредств, производство машин сельскохозяйственного и строительного назначения различного типа, а также радиально-поршневых насосов высокого давления, литьё, кузнечное и инструментальное производство.
Завод и сегодня остаётся крупнейшим в республике. На него приходится четверть всего объёма производства промышленной продукции. В 2015 году были увеличены темпы производства машин и оборудования на 25 процентов. Завод активно включился в программу по импортозамещению
Но главное – «Дагдизелю» удалось сохранить кадровый потенциал на основных направлениях деятельности и в непростой ситуации не только сохранить, но и создать условия для развития творческих способностей рабочих. В результате конструкторское бюро предприятия успешно реализовало свои последние научно-технические достижения. Инициативно разработана совершенно новая торпеда (ОКР «Ихтиозавр»), которая в ходе проведённых испытаний показала положительные результаты, о чем доложено высшему политическому руководству страны. Было принято решение о запуске торпеды в серию, и с учётом того, что в Каспийске сохранились коллектив, производственная база, испытательный полигон в море, делать это после учёта всех «за» и «против» решили поручить «Дагдизелю». Это решение напрямую связано с масштабной модернизацией, в которой завод так нуждается. Есть надежда, что государство выделит на это весьма солидные средства, что означает: будущее «Дагдизеля» можно считать обеспеченным.
Пока еще предприятию приходится далеко не просто. На ритме работы сказываются допущенные ранее руководством предприятия ошибки в управленческой деятельности и связанное с событиями на Украине прекращение поставок комплектующих. Но как положительную тенденцию нельзя не отметить принимаемые руководством Дагестана меры по поддержке крупнейшего промышленного предприятия с учётом его значимости для социально-экономического развития региона.
Ещё в 2013 году Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов спас завод от банкротства, лично добившись перезаключения оборонного контракта на 2013-2014 годы. В 2015 году в рамках реализации республиканского проекта «Новая индустриализация» в результате методичной и системной работы республиканского руководства завод получил отсрочку по выплате 300 млн рублей налоговых платежей на три года. На комиссии по предотвращению банкротства стратегических предприятий по «Дагдизелю» было принято положительное решение, и ему оказана субсидируемая помощь – 600 млн рублей на погашение текущих задолженностей. Для реализации общероссийской программы импортозамещения предприятию предоставлена ещё одна отсрочка уплаты налогов, пени и штрафов на сумму 432 млн рублей. Как видим, все это позволило решать стоящие перед заводом задачи.
Главная – модернизация. Ситуация на «Дагдизеле» не уникальна, и в свое время подобным образом были решены проблемы ракетно-космической корпорации «Энергия» – теперь все активы собраны Объединенной ракетно-космической корпорацией.
Всё это вселяет уверенность, что у флагмана дагестанской промышленности есть будущее, естественно, сопряжённое с преодолением определённых трудностей, которые будут решаться в тесном взаимодействии власти и коллектива завода «Дагдизель».