Сетевое издание «Дагестанская правда»

02:00 | 10 августа, Ср

Махачкала

Weather Icon

Закупки стали прозрачнее

A- A+

Централизованное осуществ­ление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд – важный инструмент повышения прозрачности и эффективности закупочного процесса. Оно помогает выработать единый подход в сфере правоприменения, обеспечения методологического и консультативного сопровождения деятельности заказчиков.

Об этом шла речь на коллегии Комитета по государственным закупкам РД, где также обсуждались проблемы с госзакупками на фоне тотальных санкций и резкого повышения цен. Отдельно подчеркивалась критическая необходимость повысить квалификацию специалистов в сфере осуществления закупок.

Открыл работу коллегии первый заместитель Председателя Правительства РД Руслан Алиев, упомянувший наиболее существенные огрехи закупочной деятельности, с которыми следует бороться. Также он дал некоторые рекомендации относительно направления работы Комитета в связке с другими ведомствами.

Об итогах осуществления закупочной деятельности за прошедший год рассказал врио председателя Комитета по государственным закупкам РД Джафар Гаджибеков. Было отмечено, что остро стоят задачи по созданию высокого уровня конкуренции и экономии бюджетных средств, по обеспечению открытости и прозрачности самих закупок. В не меньшей степени ведомство заботится о том, чтобы снизить риски сговора заказчиков и поставщиков.

Комитет в основном регулирует контрактную систему в сфере закупок, рассматривает документации заказчиков на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству; занимается определением поставщиков по централизованным закупкам и их мониторингом, а также методологическим обеспечением деятельности заказчиков.

Ещё в апреле 2019 года распоряжением Главы РД была поставлена задача максимальной централизации закупок для наиболее эффективного расходования бюджетных средств. Однако за последние три года наблюдается снижение доли централизованных закупок в республике в качественном выражении – с 68 % в 2018 году до 17 % в 2021 году. При этом в стоимостном выражении эта доля осталась на уровне 2018 года.

Основными причинами снижения количества централизованных закупок названы: проведение в 2019 году больших закупок у единственного поставщика в рамках антиковидных мер и повышение в 2020 году порогового значения централизованных закупок со 100 тысяч до 1 млн рублей, отметил Гаджибеков.

По данным руководителя ведомства, за 2021 год заключено в общей сложности 15 559 контрактов на сумму 67,4 млрд рублей. Из них через Комитет заключено 2643 контракта на сумму порядка 32 млрд, посредством государственных заказчиков – 10 312 на сумму 19,5 млрд и муниципальными заказчиками самостоятельно – 2604 контракта на более чем 16 млрд рублей.

С 2017 по 2020 годы в Дагестане наблюдалась позитивная динамика ключевых показателей эффективности в сфере закупок. Так, если общая экономия средств по итогам закупок за 2017 год составила 2,4 % (548 млн рублей), то за 2020 год – 5,3 % (3,5 млрд рублей). В прошлом году общая экономия равнялась 2,46 млрд, что на 1,7 % ниже предыдущего показателя.

Причина снижения кроется в повышении цен на строительные материалы. Дело в том, что основной объём заключённых контрактов приходится на сферу строительства и составляет 57 % от общего объёма. В 2021 году цены на строительные материалы резко взлетели, а также сменились формы проведения строительных закупок с электронных аукционов на открытые конкурсы, в которых ценовое предложение подаётся только один раз.

Другой немаловажный критерий эффективности – уровень конкурентности, который выражается в количестве поданных заявок на одну закупку. Этот показатель за последние четыре года вырос с 1,5 заявки на одну закупку до 2,3. Наибольший уровень конкурентности заметен в следующих сферах: услуги по проектно-изыскательным, строительным работам, продуктам питания и медицинского оборудования. Весьма низкая конкурентность на поставку лекарственных препаратов. Тут каждая третья закупка признается несостоявшейся за неимением заявок участников.

Согласно Национальному рейтингу прозрачности региональных закупок, Дагестан с 81-й позиции в 2018 году вышел на 38-ю в прошлом году и вошёл в список субъектов с высокой прозрачностью.

Поддержка субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций – ещё одно важное направление при осуществлении закупочной деятельности. Посредством спецторгов, участниками которых могут выступать только СМП и СОНКО, заключено 6448 контрактов на сумму более 11 млрд рублей – около 19,5 % от общей суммы контрактов, заключенных в республике конкурентным способом.

Примечательно, что высокую активность в закупочной деятельности показывают субъекты предпринимательства, которые зарегистрированы в других российских регионах. Это свидетельствует как о повышении прозрачности республиканских закупок, так и о низких конкурентных возможностях местных поставщиков.

Проблемой остаётся высокий процент неосвоения бюджетных средств. Дагестан из года в год сталкивается с ситуацией, когда основной объём закупок осуществ­ляется заказчиками во втором полугодии. В прошлом году на обозначенный период пришлось почти 70 % годового объема закупок. Другая проблема – низкое качество планирования закупок со стороны государственных заказчиков. В планы-графики не включается вся информация по закупкам и многократно вносятся изменения, порой за сутки до её публикации, что приводит к снижению конкуренции, поскольку это ограничивает время подготовки потенциальных поставщиков к участию в закупках.

«Высокая квалификация специалистов в области закупок – залог эффективного планирования, чем нельзя похвалиться на сегодняшний день. При рассмотрении поступивших в Комитет за прошлый год 3800 заявок вынесено около 2300 замечаний об устранении различного рода нарушений и ошибок. Это красноречивое свидетельство невысокой квалификации специалистов. Подобные обстоятельства существенно тормозят процесс проведения закупок и растягивают сроки, не считая других побочных последствий», – сообщил в своём докладе руководитель Комитета.

В свете санкционного давления ведомство вынуждено сделать акцент на сохранении показателей по конкуренции и экономии средств на уровне 2021 года. Не менее важны следующие пункты: внедрение Региональной информационной системы РД, проведение обучающих мероприятий для поднятия квалификации управляющих заказчиков и приоритетность выбора продукции местных товаропроизводителей при закупках для государственных и муниципальных нужд.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

  • Госзакупки: процедура упрощена 

    Второго июля Президентом России Владимиром Путиным был подписан «оптимизационный» пакет поправок в закон о...

    53

    11:05  13.07.21

  • Госзакупки: процедура упрощена 

    2 июля Президентом России Владимиром Путиным был подписан «оптимизационный» пакет поправок в закон о...

    49

    13:18  09.07.21

  • Госзакупки: теория относительности 

    Очередной рейтинг госзакупок ранее озвучила Счетная палата России. Как пояснили «ДП» в Комитете по...

    66

    9:15  30.06.20

  • Реальная экономия 

    В начале ноября на очередном рабочем совещании Главы Дагестана Владимира Васильева и руководителей органов...

    39

    1:00  04.12.19

Статьи из рубрики «Экономика»