Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 26 сентября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Что главнее. Кино или театр?

A- A+

Удивительная творческая судьба актера Русского драматического театра им. М. Горького Магомедарипа Сахратилова (на снимке слева вверху). Разных и всяких театров за свои 60 лет (кстати, юбилей его состоялся в марте этого года), где он служил, иному актеру хватило бы не на одну жизнь.

Работал на известных сценах Москвы – в театрах им. М.Еромоловой, «На Покровке», «У Никитских ворот», «Современник-2», «Бенефис», «Откровение»… Играл в спектаклях, которые ставили крупные мастера драматического искусства Владимир Андреев, Алексей Левинский, Армен Джигарханян, Михаил Ефремов, Марк Розовский…

Имея значительный багаж профессиональных знаний и навыков плюс недюжинный талант, Магомедарип Сахратилов сам режиссировал спектакли  в Аварском, Лакском музыкально-драматических театрах Махачкалы.

… Шестнадцатилетним юношей Магомедарип из высокогорного села Кахиб поехал в Москву поступать в Народный институт искусств. В 1975 году с дипломом режиссера народного театра в числе 28 счастливчиков из 5 тысяч абитуриентов стал студентом знаменитой Щепки (театрального института им. М. Щепкина в Москве).

Но это не единственный институт, где Магомедарип набирался профессиональных знаний. Он учился в Тбилисском театральном институте, в Московском институте театральных искусств (ГИТИС), где посчастливилось быть учеником, как он считает, великого педагога – народного артиста СССР Владимира Андреева, многие годы к тому же бывшего  творческим руководителем Московского театра им. М. Ермоловой. Позже М. Сахратилов закончил обучение в Высшей школе сценических искусств. 

— А когда состоялся ваш первый фильм?

— В далеком 1976 году. Страшно сказать: 40 лет назад. В этом фильме снимались любимые народом артисты Спартак Мишулин, Савелий Крамаров, Сергей Филиппов, молодая красивая Ия Нинидзе, которую зрители помнят по главной роли в искрящейся музыкальной картине «Небесные ласточки» с Андреем Мироновым. Последний мой фильм «Салам, Масква» состоялся в 2016 году, где я сыграл отрицательного персонажа. Но в этот образ я вложил все свое неприятие коррупции, стяжательства, главенства денег. Зрители говорят, что образ получился весьма убедительным. Наверное, потому, что все эти явления я не приемлю. В коридорах «Мосфильма» незнакомые люди останавливали меня, говорили приятные слова, поздравляли с удачной работой. Среди них был и Владимир Познер, который говорил, что мой герой отрицательный, но обаятельный.

— Да, такое бывает. Помните Сергея Безрукова в роли главаря банды в нашумевшом фильме «Бригада». Этот персонаж у многих зрителей вызвал симпатии. Герои актера Дмитрия Дюжева – недотепы – тоже симпатичны.

— Вот и мой персонаж из «Салам, Масква» показал, что могут деньги делать с людьми. Это так злободневно и современно и, по-моему, актуально во все времена.

kinopoisk.ru-Salam-Maskva-2786439.jpg

— Сколько по времени снимались 16 серий фильма?

— Съемки проходили с апреля по октябрь. Работали в темпе. Но готовым он пролежал на полке 4 года. Сериал, где показаны межнациональные отношения, конечно, неоднозначный. И только сейчас он созрел для правильного понимания зрителем. Зритель фильм принял, и не только он. «Салам, Масква» получил престижную премию в России – «Нику». Работа режиссера фильма Павла Бардина и моя по десятибалльной шкале были отмечены высшим баллом. Это приятно. А участвовать в этом проекте я не думал-не гадал. Пришел на кастинг пробоваться в совсем другой картине. Сижу на «Мосфильме», жду своей очереди, когда пригласят. Вдруг за руку меня решительно хватает Тина Туманашвили – кастинг-директор таких мастеров, как Андрей Кончаловский, Сергей Говорухин: «Ты чего здесь сидишь, мы столько тебя ищем, телефон твой молчит». И привела она меня на «Салам, Масква». Режиссер Павел Бардин и продюсер Денис Евстигнеев (в его фильмах я уже работал) сразу отвергли несколько претендентов на эту роль и утвердили меня. Вот так, «шел в комнату, попал в другую». Сработала госпожа Удача.

— Что вам как актеру дала эта работа в фильме?

— Встречу с замечательным режиссером Павлом Бардиным. Эта фамилия в киношном мире известная, его отец на престижном международном фестивале получил за один из своих фильмов «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах (Франция). В нашей стране такие победы по пальцам можно посчитать. Его сын Павел старается быть достойным своего отца, работает высокопрофессионально. С ним легко было, он предоставлял свободу актеру, позволял импровизировать, выслушивал предложения, часто их принимал. Например, к одной из сцен он никак не мог подобрать музыку. Сколько мелодий ни прослушивал – все не то. Я прочувствовал его задачу и предложил одну из песен, которую знал. Когда музыканты ее наиграли, Павел облегченно вскрикнул: «В десятку!» Я был рад своему вкладу в музыкальное оформление.

Но были и малоприятные для меня моменты. Я в это время одновременно снимался в другом фильме. И однажды перепутал расписание съемок. В тот день, когда должен был сниматься эпизод со мной, я попутал числа в календаре, был уверен, что этот день у меня свободный, отправился сниматься на другую площадку в другом фильме. Съемочная группа «Салам, Масква» меня не могла найти. Оказывается, для работы в запланированном со мной эпизоде был арендован бассейн в одной из престижных гостиниц за городом. Стоимость аренды – 14 тыс.долларов. 

salam_maskva1.jpg

По договору мне надлежало оплатить немалый штраф за срыв съемок. Продюсер Денис Евстигнеев, генеральный спонсор Константин Эрнст, режиссер, выслушав мое честное  признание в головотяпстве, не стали меня наказывать. Я старался как мог загладить свою вину и работал на съемках от души, максимально выкладываясь.

— Вы актер театра, снимаетесь в кино. Это два разных вида искусства. В создании сценического образа помогают жесты, активная мимика, дыхание зала, чувствование зрителя, его реакция… В кино всего этого нет. На экране, где только лицо два метра на два, даже активную мимику, как в театре, на помощь ни призовешь. В кино другие законы, другие средства выражения. Делаешь, как велит режиссер, и не знаешь, что получится в итоге.

— Когда я впервые пришел на съемочную площадку, мне многому надо было учиться, особенно как работать на камеру, как ее чувствовать… Я согласен, что театр и кино – разные виды искусства. Но они оба дороги мне. Даже не знаю, что для меня важнее. Если бы не кино, то в театре сделал бы больше.  Ради кино я отказывался от хороших ролей в театре.

— Может, и для вас «кино — важнейшее из искусств»?

— Знаю одно: День кино – мой праздник!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»