19:00 | 21 июля, Вс

Махачкала

Weather Icon

Не растерять духовности

Театры
A- A+

В Дагестане действуют 34 любительских драматических коллектива, 28 из них имеют высокий статус народных театров. Они занимают достойное место в многожанровом народном искусстве Дагестана, несмотря на сложности, ставят новые постановки, тепло принимаемые зрителями.

В высокогорном Хунзахе сложилось особое отношение к театральному жанру, и это не случайность. Уроженцами района были известные драматурги, писатели и поэты Гамзат Цадаса, Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Гаджи Залов, Гази Гаджимирзоев, Абасил Магомед. Не случайно самодеятельный театральный коллектив, ставший по сути колыбелью Аварского музыкально-драматического театра, был создан именно в Хунзахе. Основанный в 1935 году, он впоследствии получил статус государственного и имя народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. В 1943 году коллектив был переведен в Буйнакск, а с 1968 года показывает свои постановки в Махачкале.

Сегодня славные театральные традиции в Хунзахском районе продолжает любительский театр, воссозданный в 1969 году. За активную плодотворную деятельность в 1972 году коллективу было присвоено звание «Народный самодеятельный театр». За многолетнюю деятельность этот районный театр удостоен почетных наград: за постановку спектакля «Дочь красного командира» в г. Владикавказе на фестивале народных театров Северного Кавказа получил первую премию, он обладатель диплома I степени Большого театра СССР, лауреат фестиваля театров Юга России в г. Таганроге за спектакль «Муж моей жены».

Поддержкой самодеятельного театрального движения и тех, кто связал свою жизнь с театральным творчеством и внес большой вклад в его развитие, стала ежегодная премия Правительства РД «Душа Дагестана». Лауреатом этой почетной премии накануне Года театра-2019 стала режиссер Хунзахского театра Хатимат Далгатова.

— В сферу культуры жизненные пути-дороги привели меня не сразу, — рассказывает о себе Хатимат. – После школы с мужем уехала в Заполярье, на Таймыр. Получив диплом торгово-кулинарного техникума, работала в сфере общественного питания.

Казалось, все шло своим неспешным чередом. Но душа Хатимат рвалась домой, где ей неожиданно предложили возглавить Дом культуры. Но прежде предстояло пройти своеобразный конкурс, желающих на это место оказалось несколько десятков. На вопрос членов комиссии: «С чего хотите начать работу?» Хатимат решительно ответила: «Начну с организации дела». Так она взяла на себя большую ответственность по организации культурной жизни на селе.

Х.Далгатова и её коллеги по театру считают главным показывать молодому поколению исконные народные обычаи, традиции в быту, одежде. К постановкам с массовыми сценами она привлекает сельчан. В некоторых спектаклях участвуют человек 25 и даже больше. Декорации нередко готовят всем селом.

— Порой я задумываюсь, а что их привлекает в театре? У всех семьи, порой на работе и выходных не бывает, а люди приходят в Центр традиционной культуры и репетируют до позднего вечера. И сама себе отвечаю: людям необходим театр, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. Здесь они находят отдушину от повседневности, домашних забот, занимаются творчеством, общаются с близкими по духу людьми, — размышляет Хатимат.

Известно, главное место в каждом дагестанском селе – годекан. И режиссер театра отважилась на постановку спектакля «Годекан», чтобы люди посмотрели на себя со стороны: как они обсуждают новости, слухи, свадьбы…

— В моем детстве на годекане аксакалы сидели на камнях. Сохранились они до сих пор. Если бы эти свидетели времен могли говорить, сколько бы интересных тайн села и отдельных людей, они поведали нам – мечтательно говорит режиссер народного театра Х. Далгатова.

— И мы через свою постановку старались показать хунзахцам, как важно сохранять обычаи, уважение к старшим, готовность помочь землякам, как преданно любить свой край, свой народ, быть миролюбивым, чтить родителей, – поясняет Хатимат свою концепцию спектакля.

Руководитель Центра традиционной культуры Х. Далгатова режиссером народного театра стала не так давно, но задач для себя определила немало, главная из которых — объединить людей вокруг общего дела и помочь быть ответственными за него. А это непросто. В коллектив приходят сельчане разного темперамента, характера, с разными предпочтениями, привычками, и их надо сплотить, сделать единым целым в достижении уважения зрителя. Для этого требуется со сцены народного театра нести духовность, сохранять нравственность и все хорошее, доброе, чем так богаты были наши предки.

Любимая постановка коллектива театра – спектакль «Совершеннолетие» – о том, как в погоне за новшествами в нашей жизни не растерять извечные духовные ценности, нравственный код дагестанцев. Сейчас театр готовится к премьере спектакля «Саба Меседу», посвященный юбилею поэта Абасил Магомеда. Пьеса основана на реальных событиях и, как надеется режиссер Х.Далгатова, будет тепло встречена земляками.

Год театра в районе отметят смотром народных театров. Их здесь 12, все в разных селах. Инициатива эта встретила активную поддержку в районе, и у организаторов есть уверенность, что фестиваль народных театров станет ежегодным творческим событием для многих хунзахцев, даст им возможность увидеть таланты своих земляков.

Поиск талантов начинается в детских творческих коллективах. Ежегодные смотры ребячьих дарований в районе дают подпитку взрослым народным театрам, где молодая поросль овладевает секретами мастерства. Вот недавно смотр выявил талант Магомеда Мутаилова из селения Арани. Он показал большие способности в создании характерных образов героев.

Хатимат Далгатова из рассказов мамы о национальных традициях, об истории народа усвоила самое главное, на чём основан генетический код дагестанцев, – честность, красота духа, сила правды, справедливости, трудолюбие. Эти качества режиссер театра старается формировать у зрителя, потому, думаю, каждая постановка хунзахского народного театра так ожидаема сельчанами.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи из рубрики «Театры»