Купить PDF-версию
19:28 | 07 мая, Вт
Махачкала
X
07:23 10.10.2008

Познавший душу серебра

В славной плеяде выдающихся дагестанских оружейных дел мастеров и златокузнецов, прославивших нашу республику, одно из почетных мест принадлежит известному художнику прикладного искусства Гаджибахмуду Магомедовичу Магомедову, которому в этом году исполнилось 85 лет.

Народный художник России и Дагестана, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, член Союза художников СССР, кавалер многих государственных наград, мастер Кубачинского художественного комбината, один из известных ювелиров Дагестана, Гаджибахмуд Магомедович внес огромный вклад в развитие ювелирного искусства Дагестана и России. Являясь потомственным златокузнецом, он унаследовал, развил  и существенно обогатил самые лучшие классические традиции кубачинского ювелирного искусства.

Родился Гаджибахмуд Магомедович 8 июля 1923 г. в селении Кубачи Дахадаевского района Дагестанской АССР в семье ювелира Магомеда Абдалова. После кончины отца как старшему сыну в семье Гаджибахмуду пришлось помогать матери содержать семью. По традиции Гаджибахмуд с малолетства учился мастерству художественной обработки серебра у своего отца, после смерти которого совершенствовал мастерство гравировщика у известных мастеров. Окончив в 1937 г. неполную тогда кубачинскую среднюю школу, он начал работать гравировщиком в кубачинской ювелирной артели «Художник» (ныне Кубачинский художественный комбинат им. Р. Алиханова).

В 1941 г. Гаджибахмуд был направлен в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) на вагоноремонтный завод, где в одном из цехов изготовлялось холодное оружие (шашки) для кавалерийских частей Советской Армии.

Вернувшись в сентябре 1952 г. в Кубачи и работая в экспериментальном цехе ювелирной артели, начал разрабатывать неизвестные до того времени новые виды серебряных изделий, соответствующие запросам покупателей и новому этапу развития ювелирного искусства Дагестана. Гаджибахмудом были разработаны и внедрены в производство для серийного изготовления конфетница на ножке, ажурный подстаканник, перечницы разных видов, чайник, рюмки, стопки, различные женские украшения и предметы туалета.

Несколько ранее им были созданы высокохудожественные изделия, которые экспонировались на Всероссийской выставке художественных изделий промкооперации, состоявшейся в 1947 г. в Москве.

В последующие годы из серебра были изготовлены изделия, которые вошли в сокровищницу национальной художественной культуры Дагестана и в число шедевров народного искусства России.

Пытливый и любознательный Гаджибахмуд, с юношеских лет постигая тонкости и секреты ювелирного дела, постоянно и неустанно совершенствовал и оттачивал свое мастерство. В зрелом возрасте он стал мастером-универсалом, в совершенстве владеющим всеми видами художественной обработки металла. В совершенстве овладел приемами нанесения черни на изделия из серебра, усвоил эмальерное дело, насечку золотом и серебром по воронёной стали и железу, а также по слоновой кости, технику зерни и скани.  С неменьшим успехом Гаджибахмуд может выполнить резьбу по камню и дереву.

Создавая новые образцы высокохудожественных произведений ювелирного искусства или же изготовляя различные изделия серийного производства (подстаканники, рюмки, стопки, конфетницы, женские браслеты и др.), выпускаемые Кубачинским художественным комбинатом, Гаджибахмуд Магомедович выполняет их на самом высоком профессиональном уровне. Он хорошо помнит заветы своего отца, который говорил ему, что в стремлении заработать не следует портить работы, искажать устоявшиеся и отточенные не одним поколением мастеров прошлого традиционные кубачинские орнаментальные композиции.  Старейший, мудрый и многоопытный уста говорил: чтобы сохранить и в будущем кубачинское искусство, надо беречь высокий художественный уровень изготовляемых изделий. Искусство кубачинцев выжило в самые трудные времена благодаря их высокому мастерству.

Гаджибахмуд Магомедович работал и продолжает работать по серебру.   Он познал его «душу» и может обычный кусок благородного металла с матовым блеском превратить в шедевр. Художественная отделка произведений, созданных Гаджибахмудом Магомедовичем, в основном орнаментальная. Но он не избегает и изобразительных сюжетов, проникнутых фольклорными образами, один из которых – это известное в кубачинском искусстве с древности изображение декоративно трактованной птицы — символа мира, вестника добра и весны. В отделке изделий мастер использует еще  и изображения сцен охоты, различных животных, а также архитектурный пейзаж — стилизованный рисунок панорамы родного селения на фоне гор.

Орнамент — это своеобразный почерк любого мастера, по которому узнают его работу. Мысль эту образно и оригинально выразил выдающийся поэт современности Расул Гамзатов:

«Узнают по голосу певца,  А по узору златокузнеца».

В орнаменте в еще большей степени запечатлены душа мастера, его характер, его натура и индивидуальность. Не зря говорят, что художник вкладывает душу в свое произведение.

Ему присущи такие прекрасные человеческие качества, как доброжелательность, искренность, порядочность, скромность, уважительное отношение к окружающим, которые сочетаются у него с  мудростью. Нередко сельчане обращаются к нему за советом и помощью.

Гаджибахмуд Магомедович  не терпит лжи, обмана, подлости и прочих людских пороков, ценит в человеке порядочность, честность, доброжелательность.

Мастерству ювелира Гаджибахмуд Магомедович научил своих сыновей — Магомеда и Умаргаджи. Младший сын Умаргаджи, в совершенстве усвоивший мастерство отца, к сожалению, трагически погиб в 1993 г. Семейные традиции ювелирного дела рода Магомедовых  продолжает и развивает старший сын Гаджибахмуда — Магомед.

Гаджибахмуд Магомедович обучил многих традиционному кубачинскому искусству, передав свой богатый опыт и профессиональные навыки молодежи. Работы его хранятся во многих крупных музеях страны, а также в частных коллекциях. Г.Магомедов является участником республиканских, всероссийских и международных выставок.

Заслуги Гаджибахмуда Магомедовича в творческой и общественной деятельности высоко оценены: он награжден орденом Знак Почета (1945 г.), орденом Ленина (1960 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.), бронзовыми медалями Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР (1960 и 1968 гг.), большой серебряной (1962 г.) и золотой (1978 г.) медалями ВДНХ СССР, Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР, дипломами I степени Министерства культуры РСФСР, Совета Министров ДАССР, а также медалями, почетными грамотами и дипломами многих престижных отечественных и зарубежных выставок. В 1962 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель прикладного искусства Дагестанской АССР», в 1976 г. удостоился звания «Заслуженный художник РСФСР», а в 1984 г. — «Народный художник РСФСР». В 1971 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. В 1950 г. он стал членом Союза художников СССР. В 1980 г. был избран депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР. Неоднократно избирался депутатом Кубачинского сельского и Дахадаевского районного советов.

В  достижениях Гаджибахмуда Магомедова в ювелирном искусстве есть заслуга и его жены Аматуллы — доброй, всегда приветливой, гостеприимной домохозяйки. А гостей в их доме бывает много. Она хорошо разбирается в старинной восточной фарфоровой, фаянсовой и металлической посуде, имеющейся в «домашних музеях» у многих кубачинцев, в том числе и у Магомедовых. В молодые годы Аматулла занималась вязанием  джурабов, вышивала также женские головные уборы. Она первой дает объективную и верную оценку новым произведениям искусства своего мужа.

Гаджибахмуд Магомедович ныне на пенсии. Но он полон сил и энергии и продолжает заниматься художественным творчеством. В дни юбилея пожелаем Мастеру крепкого здоровья, благополучия, кавказского долголетия и новых достижений в созидательном труде.

Статьи из «Культура»

Дружба театров – дружба народов

8
Обменные гастроли между театрами – живые и уникальные...

Поэт, воспевший труд

36
В эти дни литературная общественность отмечает 155-летие со дня рождения народного поэта...

«Ключ» к парку

13
Еще каких-то семь-восемь  лет назад поездки в горы на свой страх и риск были делом обыденным,...

Основатель даргинской литературы

38
Омарла Батырай стал известным лириком еще при жизни. Им...

Новая старая «Ханума»

114
Спектакль – праздник! Спектакль – тост! Спектакль, во время которого вы вдруг окажетесь на...

20 лет с именем Гамзатова

61
Мы идем в библиотеку, чтобы почитать в тишине, найти нужную научную или специальную...

Танец – это маленькая жизнь

176
Люди, посвятившие себя хореографии, буквально живут танцем, раскрываясь в нём и передавая...

Народный этикет подскажет

19
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

18
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

21
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

14
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

19
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...