Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 25 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

В центре его спектаклей – человек

A- A+

Замечательный человек, прекрасный специалист, главный режиссер Даргинского музыкально-драматического театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат республиканской премии им.Г.Цадасы. И все это - Мустафа Абдиевич Ибрагимов.

Мустафу я знаю с тех давних времен, когда Петербург еще назывался Ленинградом, и мы параллельно занимались каждый своим любимым делом в стенах одного из лучших вузов страны — института театра, музыки и кинематографии, воспитавшего немало выдающихся артистов, режиссеров, художников сцены, театроведов. В те годы Мустафа занимался с даргинской студией родным языком и параллельно — режиссурой в лаборатории народного артиста СССР Георгия Александровича Товстоногова.

В 1977 году с участием выпускников даргинской студии один из трех дипломных спектаклей «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова был поставлен Мустафой Ибрагимовым.

Я знаю Мустафу в многолетнем дружеском общении, творческих контактах, по долгу службы и служению Мельпомене, участии в семейных торжествах и печальных событиях. Он прекрасный сын, брат, отец, муж и уже дедушка. Он просто хороший человек, с которым приятно поддерживать добрые, дружеские отношения. Но сегодня я расскажу о его профессиональных качествах.

С тех пор как Мустафа Ибрагимов вернулся в родной театр вместе со студийцами, я систематически посещаю спектакли Даргинского театра и вижу его победы, открытия и неудачи, без которых не бывает творческой работы. Неудачи – это тоже необходимый опыт.

Когда Мустафа Ибрагимов стал главным режиссером театра, понял, какая это ответственность. Не только за художественный уровень, за творческое лицо театра, но и за нравственную, идейную позицию театра, за его роль в воспитании личности, за его место в обществе, в культурной жизни республики. А потому он ставит «Закон вечности» Н. Думбадзе и «Момент истины» Р. Ибрагимбекова, «Наследники Рабурдена» Э. Золя и «Поединок» О. Бодыкова, «Святой и грешный» М. Варфоломеева и «Должность» А. Айлисли, «По скользкой тропе» Р. Ибрагимовой и «Экзамен» А. Чхеидзе, «Два анекдота» А. Вампилова и «Гончарный круг» и «Горцы на досуге» А. Абу-Бакара…

Характерной чертой постановок М.Ибрагимова стало отсутствие броской вычурности рисунка, открытой театральности мизансцен, богатой декорации и фантастических эффектов. Его спектаклям присущи камерность, простота общения со зрителем, в центре внимания — всегда человек, его размышления, чувства, поступки, его внутренний мир и переживания. Обнаженность мысли, невыдуманность поведения без излишеств, безыскусная игра требовали от актеров предельной искренности, владения искусством слова, умения выделить главное, соотносить интонационные краски, держать внимание зрителя при существующей сдержанности внешнего рисунка роли и скупости сценических эффектов.

Мустафа Абдиевич с первых своих спектаклей не перестает работать над воспитанием вкуса к хорошей драматургии и у актеров, и у зрителей. Когда не хватает хороших пьес, он обращается к прозе, инсценирует известные прозаические произведения: «Пора красных яблок», «Белый сайгак» А. Абу-Бакара, «Поединок» О. Бодыкова, «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Пламя любви» по стихам О. Батырая. Он добивается от актеров подлинного проживания жизни героя, его психофизического состояния, учит работать в полную силу, не прятаться за красочностью декораций или за сложностью мизансцен.

Мустафа Ибрагимов не раз выступал и режиссером сказок, детских спектаклей и инсценировок. С большим успехом шли в театре его спектакли для детей «Тайна озера Шайтан» Б. Джумакаева, «Долина шаха» Б. Алибекова и Р. Чаракова, «Находчивый Таймаз» А. Абдулгапурова, «Гончарный круг» А. Абу-Бакара и другие. В отличие от спектаклей для взрослых в детском репертуаре режиссер М. Ибрагимов ищет возможность красочно оформить сказку, привлечь маленького зрителя внешней яркостью и сюжетной занимательностью. В большинстве таких спектаклей режиссура М. Ибрагимова конструктивна, профессиональна и сказочно изобретательна.

На спектаклях М. Ибрагимова выросли актеры — мастера зарисовки характеров, яркие индивидуальности. Режиссер добивается от них тонкого юмора, ощущения полутонов, меткости намека, умения читать между строк.

М.Ибрагимов вывозит свой театр за пределы республики, показывает спектакли на даргинском и русском языках и на Ставрополье, в Ногайских степных поселках, в Калмыкии. Я помню, какой прекрасный вечер Даргинского театра с отрывками из разных спектаклей состоялся на сцене Ростовского театра.

В нулевые годы театр расширил горизонты своих выступлений, не ограничиваясь рамками фестивальных показов в Осетии под девизом «Сцена без границ». В последние годы театр показывал свои работы в Петербурге, в Новокуйбышевске, Чебоксарах, Мордовии, Астраханской области.

О его спектаклях пишут в журналах «Страстный бульвар,10», «Южный театральный вестник», в мордовской газете «Юлдаш», в фестивальных спецвыпусках «Помоста».

Редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп и профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Надежда Таршис пишут о выступлении Даргинского театра на Всероссийском фестивале «Арлекин» со спектаклем «Черная бурка»: «Спектакль просто отменяет всю рутинную анималистику. Это было именно начало театрального праздника».

Режиссер М. Ибрагимов тогда был награжден дипломом «За человечность и вклад в формирование полифоничности мировоззрения», учрежденным благотворительным фондом «Мемориал». Выбран этот спектакль из 75 представленных на конкурс. А на следующий, 2007 год, театр был приглашен в Петербург для внеконкурсного показа спектакля.

Ибрагимов активно включает в репертуар и классику, и национальную драматургию, в работе над которыми широко использует молодых актеров. К таковым относятся и спектакли последних лет — «Мать изменника» X. Арсланбекова и «Разбитый кувшин» Г. Клейста.

Мустафа Ибрагимов – член правления Дагестанского отделения Союза театральных деятелей, руководитель Дагестанской режиссерской гильдии. Он ставит спектакли и в других дагестанских театрах, выступает в своих спектаклях и в спектаклях других режиссеров как актер. Он снимается и в кино, пишет пьесы, инсценирует прозу, поет и играет на музыкальных инструментах, автор многих стихов на русском и даргинском языках. Так хочется, чтобы он был на многие годы здоров и оставался творческим долгожителем театра.

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»