Купить PDF-версию
12:41 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
08:41 13.05.2022

Инклюзивные уроки

Когда-то это казалось невозможным. И развернувшиеся в свое время дискуссии «внедрять или не внедрять инклюзивное образование в общеобразовательные учреждения» всколыхнули общественность. Было немало как сторонников, так и противников, аргументировавших свои доводы сложной спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их слабыми способностями к учебе и, самое главное, непростым процессом адаптации с обычными детьми, которые, как правило, допускают насмешки, грубость по отношению к ним.

Работа велась долгая и сложная, в том числе и с родителями детей. Опытные же педагоги-практики считали инклюзивное образование учебной терапией, с помощью которой «особенным» ученикам будет легче адаптироваться в социуме и находить применение своим знаниям.

Махачкалинская гимназия № 4 – одно из первых общеобразовательных учреждений в России, где было организовано инклюзивное обучение детей. За 13 лет успешной работы педагоги внедрили многие современные практики, сегодня их опыт работы перенимают и в других субъектах страны. Здесь дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе со здоровыми сверстниками.

Первый этаж полностью оборудован и адаптирован под «особенных» детей. Для удобства у входа установлены пандус и кнопка вызова, коридоры по всему периметру оснащены стеновыми поручнями, установлен специализированный лифт. В классах специальные парты и стулья. Мебель в кабинетах расположена так, чтобы дети могли свободно перемещаться.

Педагоги рассказывают, как всё начиналось и какой путь пришлось пройти. Первые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе и при содействии Министерства образования и науки РД и администрации Махачкалы. Поначалу функционировал только один класс, в котором учились всего пять детей. Со временем люди узнавали о программе, рассказывали друг другу, и желающих обучаться со здоровыми сверстниками стало больше. Сегодня детей с ОВЗ здесь более 70-ти.

– Многие детки передвигаются на инвалидных креслах. Есть школьный автобус, на котором их привозят и увозят, – поясняет завуч по учебной работе Нияра Султанова.

Родителям «особенных» детей, конечно, важно, чтобы их ребенок получал образование в такой среде, потому что в первую очередь речь идет об адаптации в социуме. Учителя стараются помочь им, поддержать.

Разумеется, в первый год обучения приходилось непросто – это и постоянные поиски новых методик, и дальнейшее применение их на практике. Сегодня уже можно гордиться достигнутыми результатами и утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут на равных обучаться с остальными, соревноваться на различных конкурсах и в спорте. После окончания девяти классов у них есть выбор: либо перейти в десятый класс, либо поступить в колледж. Успехи ребят – особый повод гордости для педагогов, о них наперебой рассказывают и сами ученики.

Например, на международном конкурсе «Лисёнок» среди младших классов за звание самого умного, сильного, талантливого Исмаил стал лучшим в номинации «Окружающий мир», Мавлет занял второе место по русскому языку. Ими гордилась вся республика.

– А я! А я! – это Мухаммад тянет руку, выпрыгивая из-за парты, – а я занял третье место!

Это он так пошутил, чем сильно развеселил одноклассников. Впрочем его награды еще впереди.

– Наши дети очень талантливые и старательные, – отмечает их классный руководитель Зада Ибрагимова.

А тем временем шестиклассники слушают басни в аудио­исполнении артистов, после чего в классе поднимается шум: каждый из ребят хочет высказать свое мнение, получить одобрение учителя и унести домой «пятёрку» за урок.

По словам педагогов, трудности возникают именно в первый год обучения, пока дети привыкнут к учебному процессу, к другим ученикам. Дети обучаются по общеобразовательной программе и времени на закрепление одной темы отводится столько же, отличает только то, что в инклюзивном классе могут обучаться не более десяти ребят и в каждом классе, помимо классного руководителя, есть еще и тьютор. Без него на уроке не обойтись. Он же помогает ребятам с уроками, сопровождает в столовую, в кабинет лечебной физкультуры и если ученику необходимо ­выйти во время урока.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

9
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...