Конкурс как аргумент
Молодой преподаватель Ильдар Хусаинов стал победителем конкурса «Учитель года г. Махачкалы-2019». Мы поинтересовались его мыслями о профессии учителя, впечатлениями о прошедшем конкурсе.
– Я учитель географии школы №14 в Махачкале, уже три года работаю в этой области. У меня в школе были прекрасные педагоги, с которых я старался брать пример, эта профессия настолько увлекла меня, что сам стал педагогом. Я и не догадывался, с какими трудностями столкнусь, когда только начинал работать. К сожалению, в педагогическом университете нас к этому не готовили. Хотя мы изучали психологию, но реальная жизнь иная. В деле постижения профессии, ее нюансов мне очень помогла педпрактика, когда я учился на 4-м и 5-м курсах. После нее многие просто не захотели больше работать в школе. Но только не я.
– Много ли документооборота в вашей профессии?
– К сожалению, очень много. Это отягощает. Министр образования РД постоянно говорит о том, что нужно уменьшить этот поток бумаготворчества, переводить некоторые документы в электронный вид. Но происходит это очень медленно. Это с одной стороны. А с другой – еще много преподавателей, которые не владеют компьютером, Интернетом. И еще, важно сегодня научить педагогов и учащихся отбирать нужную информацию.
– Что бы вы хотели сказать тем, кто только собирается стать педагогом?
– Не обольщаться тем, что можно достичь всего и сразу. Нужно готовить себя к тому, что это порой рутинная и не всегда благодарная работа. Дети очень разные, и надо уметь находить индивидуальный подход к каждому.
– А как вы работаете с одаренными детьми?
– Внимание к одаренным детям, на мой взгляд, может и должно быть особенное, при том, что все остальные ученики должны получить необходимые знания в рамках школьной программы.
– Какие качества необходимы человеку, посвятившему себя педагогике?
– В этой профессии нельзя быть равнодушным, важно быть, если хотите, одержимым тем, что ты преподаешь. Дети это хорошо видят, и тогда возникает обратная связь, отдача с их стороны. И еще, надо быть терпеливым и бескорыстным человеком. Очень важно умение владеть своими эмоциями, быть спокойным, и тогда все у вас получится.
– Приносит ли ваша профессия достойный заработок?
– Он складывается из оклада и стимулирующих выплат, доплат за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей. Заработок достаточный, по моим потребностям. Ведь деньги в профессии совсем не главное, главное – любить и хорошо знать свою работу.
– Что приносит вам радость?
– Меня привлекает то, что можно творчески подойти к профессии в целом. Здесь, правда, идет некоторое ограничение программой, но многое в ней можно объяснить в разной форме, так, чтобы ребятам было интересно заниматься и легче запоминать материал урока.
– Расстраиваетесь ли вы, если что-то не получается в работе?
– Жизнь педагога сопряжена с некоторыми конфликтами. Если что-то не ладится с дисциплиной учащихся или их учебой, то стараюсь меньше привлекать родителей, решаю ситуацию внутри школы. Мне в этом помогает опыт классного руководства, который открывает новые возможности по психолого-педагогической поддержке индивидуального развития детей, использованию в своей деятельности современных тенденций в педагогике. Вообще классное руководство помогает мне вместе с учениками участвовать во всех мероприятиях, конкурсах. Мне это очень нравится!
– В вашей школе работают, кроме вас, мужчины?
– Да, есть еще четверо. А вообще в нашей школе, как и везде в образовании, больше женщин. В основном все они среднего (35-45 лет) возраста.
– Расскажите подробнее о конкурсе, в котором вы стали победителем.
– Мое участие в нем стало довольно спонтанным. Все для меня было в новинку. Конкурс состоял из нескольких этапов. Первый – методический семинар, где мы представляли те технологии и способы работы, которые используются в нашей деятельности. Следующий этап – непосредственно проведение урока. И наконец мастер-класс по предмету «география». Затем состоялся круглый стол с участием руководителей образовательных учреждений Махачкалы. А затем педагогический совет, который завершил конкурс.
Эмоционально было непросто, ведь на подготовку некоторых этапов конкурса давался всего один день. К примеру, предлагалось подготовить педсовет по одной из 5 тем с последующим выступлением на нем. C этапом проведения урока было проще. Здесь давалось несколько дней. Хочу поблагодарить администрацию школы №46, на базе которой прошли все этапы. Вначале меня, как самого молодого участника, всерьез не воспринимали, но после первого этапа стали относиться ко мне с уважением.
Рад, что усилия нашей творческой группы, сформированной из опытных преподавателей нашей школы, не прошли даром. Их советы и пожелания для меня были очень ценны и полезны, ведь многие из них уже участвовали в подобных конкурсах. Это был пример настоящего наставничества. Вообще наши старшие коллеги всегда готовы помочь, а если они посещают мои уроки, то не с целью обидеть, заставить понервничать или напрячься, а, наоборот, чтобы подсказать и поддержать.
– Сформирован ли у вас в школе совет молодых педагогов?
– К сожалению, такого совета у нас нет. Но это хорошая идея, которую мы могли бы воплотить в жизнь.
– Есть у вас хобби?
– Да, у меня есть увлечение. В отпуске обычно люблю путешествовать автостопом. К примеру, таким образом уже побывал в Грузии, Турции. Люблю свои впечатления фиксировать на фото. К тому же во время таких путешествий узнаю многое по истории, географии тех стран, где бываю, появляются интересные знакомые, близкие мне по духу. Это придает дополнительный стимул для основной работы.