Недавно она стала призером масштабного всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Проект Айшат был признан одним из лучших (свои работы представили 110 тысяч участников со всей страны).
Среди 14 направлений, в рамках которых школьники могли презентовать собственные проекты, она выбрала «Когнитивные исследования».
Эти исследования, по ее мнению, являются одними из наиболее актуальных, поскольку тесно связаны с психологией. А психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно – примерно в конце XIX века.
Девочка росла в семье, где существовала традиция чтения, и это, конечно же, подталкивало ее к всестороннему развитию. А в подростковом возрасте у нее появился интерес к науке, и всё свое свободное время она уделяла изучению соответствующей литературы. Заметив, что дочь очень увлечена этим, мама Айшат (а она преподаватель ботаники в Дагестанском медуниверситете) стала работать с ней над различными проектами. Помогали также учителя.
О конкурсе «Большие вызовы» наша героиня узнала от научного руководителя, он и предложил ей принять в нём участие, попробовать свои силы на федеральном уровне.
«На первых порах подготовка была сложной. Однако потом, когда я вникла в суть, работать над проектом стало намного легче», – рассказывает Айшат.
Проект показывает, как влияют экзамены на психику и физиологическое состояние подростков. Следует отметить, что 90 % учащихся испытывают сильнейший стресс. Многие чувствуют недомогание во время подготовки к экзаменам, у них часто болит голова. В связи с этим необходимо морально готовить будущих абитуриентов.
«Ребята должны понимать, что сдача ЕГЭ – это всего лишь один из жизненных этапов, и даже если пройти его с первого раза не удастся, то жизнь на этом не заканчивается», – отмечает автор, рассказывая о своей работе.
В рамках проекта состоялось тестирование среди одиннадцатиклассников – в начале учебного года и в период проведения промежуточных пробных работ.
Айшат с научным руководителем меняли адаптационный потенциал школьников по специальной формуле, в частности измерили их пульс, рост, вес, чтобы вычислить норму для каждого и сравнить ее с состоянием в экзаменационный период.
Также проводили тестирование Спилбергера (шкала тревоги). Результат определялся по баллам, которые показывали, насколько сильной бывает их личностная тревожность (постоянная, присущая им) и ситуативная (в определенный момент прохождения теста). Итоги исследования таковы: психика и физиологическое состояние в период сдачи экзаменов ухудшаются в разы. А значит, следует уделять особое внимание психологической подготовке учеников.
Этот опыт, помимо прочего, пригодится и ей самой, ведь в следующем году Айшат Магомедовой предстоит сдавать ЕГЭ.
«Согласно опросу, который мы провели, выяснилось, что большинству респондентов справляться со стрессом помогает поддержка близких. Родственники должны находиться рядом, помогать, направлять, наставлять», – делится юный исследователь.
Несмотря на то, что сегодня большую часть своего времени она посвящает когнитивным исследованиям, свое будущее планирует связать с технологиями и кибербезопасностью.
Мирзеахмед Халилов – еще один призер «Больших вызовов» – тоже определился с будущей профессией. «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» – так называется направление, в котором он разработал проект для конкурса.
«Мой проект API разработан с помощью искусственного интеллекта. Проще говоря, он представляет из себя помощника для учащегося, который, основываясь на его знаниях, объясняет суть изучаемого предмета», – говорит юноша.
Работая над ним, Мирзеахмед параллельно пересматривал сериал «Мистер Робот» (благодаря ему он в свое время заинтересовался этичным хакингом).
Тяга к компьютерной науке у старшеклассника появилась еще с детства. Мультфильмы и фильмы про хакеров впечатляли его своими возможностями. В семь лет мальчик получил самый желанный подарок – свой первый ноутбук. Сначала он просто скачивал игры, «ловил» вирусы, «ломал» жесткие диски. Потом, уже в школе, стал изучать операционные системы.
В 7-м классе преподаватель информатики, научный руководитель Елена Гюрджян, заметив повышенный интерес школьника к компьютерам, открыла ему доступ к курсу по изучению Python – языка программирования.
Благодаря участию в конкурсе «Большие вызовы» Айшат, Мирзеахмед и другие призеры получили возможность поступить в университет «Сириус» на новую экспериментальную программу без вступительных испытаний. Такой вот приятный бонус.
Желаем, чтобы каждый школьник, проявляющий усердие в учебе и не отступающий перед сложностями, мог раскрыть свой потенциал, получил билет в светлое и счастливое будущее!