Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:55 | 13 августа, Сб

Махачкала

Weather Icon

Сбалансировать рынок труда и систему образования

A- A+

Развитие регионов и страны в целом невозможно без соответствующих квалифицированных кадров. Как известно, кадры решают всё.

Мы видим, что в процессе формирования современной экономической системы и рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения, спросе на различные категории работников. Сильно возрастает потребность в рабочих кадрах, особенно, инженерно-технических. Наблюдается значительный дефицит рабочих для промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства, энергетики и связи.

Главной проблемой современного дагестанского рынка труда является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Зачастую соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. Мы видим, что из более 25 тыс. ежегодных выпускников колледжей и вузов республики, как правило, не более трети находят работу по полученной профессии, специальности. А это означает, что средства бюджета, как регионального, так и федерального, расходуются неэффективно.

В последние годы пандемия и связанные с ней ограничения для иностранных трудовых мигрантов практически парализовали нашу строительную отрасль. У нас в республике практически не оказалось людей, готовых их заменить. Напрашивается вывод: или у нас нет рабочих-строителей (чему вериться с трудом), или у них запросы слишком высоки. Таких примеров можно привести и по другим отраслям и сферам деятельности.

На одном из совещаний, где рассматривался вопрос подготовки специалистов по приоритетным отраслям экономики, руководитель республики С.А. Меликов отметил свою готовность выйти на руководство ведущих вузов страны, а также обратиться в Министерство науки и высшего образования РФ по организации целевого обучения дагестанцев по востребованным специальностям. Мы проинформировали отраслевое министерство и организации топливно-энергетического комплекса республики об определении целевой квоты Минэнерго России на обучение за счет ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год. И что же? Дали заявку на… подготовку юриста.

Этот факт красноречиво говорит об отсутствии синхронизированного взаимодействия профильных министерств, работодателей и образовательных организаций в вопросах подготовки востребованных кадров.

Критическим остается и вопрос качества подготовки специалистов. Для сведения, в республике более 60 % вузов и учреждений СПО относятся к частному сектору. Чаще всего в них реализуются программы экономического, гуманитарного и юридического направлений, а форма обучения – заочная. Это объясняется тем, что для подготовки по таким направлениям не требуется значительных вложений в материально-техническую базу. Возможно, в плане доступности профессионального образования частные организации решают эту задачу, но не всегда и не во всех образовательных организациях обеспечивается качественная подготовка специалистов.

Низкий уровень подготовки выпускников профессиональными организациями является следствием в том числе и низкого уровня подготовки абитуриентов в системе общего образования республики. Для примера: средний балл выпускников наших школ по математике – 39, физике – 45,3, биологии – 48,2, химии – 43,8. Лучшие выпускники предпочитают получение образования в ведущих вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. А в дагестанские вузы поступают, как правило, те выпускники, которые не прошли конкурсный отбор в центральных вузах. Этот фактор также создает свой образовательный фон.

Поэтому Министерству образования нужно вернуться к практике профильной подготовки старшеклассников по естественно-научному, математическому и педагогическому направлениям. Вопрос качественной подготовки педагогических кадров как никогда актуальна для республики. Мы очень надеемся, что новому руководству ДГПУ удастся реанимировать данный вуз, поскольку он является базовым практически по всем направлениям. Поскольку основа образования закладывается в школах, очень важно задаться вопросом: каков Учитель сегодня? Как ему живется и насколько он мотивирован в своей профессиональной деятельности? Поэтому считаю не случайным, что Сергей Алимович обозначил в республике 2022 год Годом образования.

Для достижения сбалансированности рынка труда и системы профессионального образования республики необходимо совершенствовать процесс объективного прогнозирования кадровой потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах. В этой связи полагаю необходимым Минэкономразвития РД совместно с вузами и научными организациями выработать регламент (методику) прогноза потребности на долгосрочную и среднесрочную перспективу с учетом положений проекта стратегии социально-экономического развития Дагестана на период до 2030 года. Также предлагается создать при Правительстве РД Координационный совет по профессиональному образованию, прогнозированию и подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, куда будут входить представители органов власти, работодателей и профессиональных образовательных организацией.

В Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2030 года в качестве одного из приоритетов обозначено повышение качества жизни людей. Достижение этой цели невозможно без повышения качества образования и воспитания подрастающего поколения. Это является для нас основным целевым ориентиром, и к этому надо стремиться всем – органам власти, представителям бизнеса, институтам образования, да и обществу в целом.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»