Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:55 | 17 августа, Ср

Махачкала

Weather Icon

Культура военного времени

Победители
A- A+

С первых дней войны произведения искусства, литературы, музыки стали важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Творческие силы Дагестана всеми возможными способами помогали Родине приблизиться к победе, учреждения культуры перестроили свою деятельность в соответствии с задачами.

«Многих деятелей культуры призвали в ряды Красной Армии, а те, кто остался в республике, преданно служили на культурном фронте, не покладая рук работали над созданием нового, антифашистского репертуара, патриотических произведений литературы и изобразительного искусства, – рассказывает министр культуры РД Зарема Бутаева. – К середине 1941 года половина учреждений культуры была вынуждена закрыться: значительная часть работников ушла на фронт или в партизанские отряды. Однако, несмотря на трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, бомбоубежища, на полевые станы, станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. А многие учреждения стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения».

С самого начала войны сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Культработники шли в цеха, в поля, на фермы, писали письма на фронт за малограмотных сельчан, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору тёплых вещей для фронтовиков, устраивали так называемые посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

Военные условия требовали создания мобильных концертных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. И учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу.

Лишённые штампа и риторики

В годы войны культура развивается, естественно, и в военной тематике. Не было ни одного жанра, в котором так или иначе не отразились бы переживания или события военных лет. Писатели Дагестана тоже создали десятки произведений о Родине, Красной Армии, самоотверженности и героической борьбе с иноземными захватчиками.

К середине 1942 года более 20 писателей республики сражались на фронтах Великой Оте­чественной войны. Это лакец
Э. Капиев, аварец Р. Динмагомедов, таты М. Бахшиев и Х. Авшалумов, кумыки А. Салаватов и А.В. Сулейманов, даргинец
С. Абдуллаев, лезгин К. Меджидов, русский Н. Власов, табасаранец М. Митаров и другие. Оставшиеся в тылу вносили вклад в победу своими произведениями, проникнутыми высоким патриотизмом, ненавистью к фашистским захватчикам.

«С начала войны я заставил своё перо говорить, – писал Г. Цадаса. – Я хотел, чтобы мои стихи стали набатом, горячим призывом на защиту Родины и наших завоеваний». По его инициативе была организована «Письмо-газета» для фронтовиков, через которую Дагестан держал связь со своими воинами. В ответных письмах бойцы сообщали о своих подвигах.

Лишенные штампа и риторики произведения Гафурова, пользовавшиеся большой популярностью, были овеяны задушевностью и искренностью. Несмотря на преклонный возраст, Гафуров участвовал в строительстве оборонительных сооружений. Десятки поэтических произведений создали в годы войны А. Иминагаев, З. Гаджиев, А. Аджиев, А. Аджаматов. Большой популярностью пользовались труды М. Хуршилова «Сулак-свидетель», «Фронтовые очерки», а также «Записные книжки» Э. Капиева, очерки, рассказы и памфлеты С. Абдуллаева, Р. Динмагомедова, З. Эфендиева, Д. Трунова, А. Шмонина. Дагестанцы с интересом читали печатавшиеся на страницах местных газет произведения писателей-фронтовиков А. В. Сулейманова, Г. Эльмурзаева, М. Дадашева и других.

«Именно благодаря богатому литературному наследству в настоящее время мы можем почувствовать дух того времени, ощутить чувства героев книг, прилив патриотизма, понять, насколько страшной была эта война и каковы были её последствия», – уверена Зарема Бутаева.

Традиции и моральные устои

Стабильность, жизнеспособность государства, по мнению замминистра культуры РД – директора Республиканского дома народного творчества Мариты Мугадовой, во многом зависит от силы традиций, специфических национальных и интернациональных обычаев, привычек, моральных принципов и уставов общества.

«С начала войны сотрудники клубов, библиотек, изб-читален мобилизовывали советских людей на самоотверженный труд в тылу, помогали военным отделам райкомов и райисполкомов в обучении военному делу, пропагандировали героические подвиги доблестной Красной Армии, знакомили население с сообщениями Совинформбюро, постановлениями ГКО, решениями местных партийных и советских органов», – рассказывает министр.

Шла большая работа в воинских частях, агитпунктах, госпиталях, на заводах, эвакопунктах (устная агитация, «боевые листки», выпуск стенгазет, выставки, библиотеки-передвижки). При многих клубах и библиотеках были созданы и успешно функционировали советы, в состав которых входили работники культурно-просветительных учреждений, секретари партийных и комсомольских организаций, председатели колхозов и сельских исполкомов, сельская интеллигенция.

Ситуация значительно усилила роль культурно-просветительных учреждений в сельской местности. Сюда шли, чтобы узнать о последних событиях на фронте, получить нужную справку, почитать газету, послушать радио, поучаствовать в беседах агитаторов, проводивших лекции о войне, о международном положении. Нередко эти беседы заканчивались решением об оказании помощи фронту. Во время весеннего сева и уборки урожая вся работа клубов переносилась в поле, где трудились колхозники.

За годы Великой Отечественной войны Дом народного творчества, как и все учреждения культуры республики, перестраивает свою работу, подчиняя и направляя её на решение первоочередных задач военного времени, на сохранение особо важных очагов национальной культуры, на обеспечение скорейшей победы.

Несмотря на то, что многие участники самодеятельности стали добровольцами, ушли с оружием в руках защищать Отчизну, любительские творческие коллективы выступали в госпиталях, на призывных пунктах, в частях Красной Армии. Это были мобильные концертно-эстрадные бригады с четко выраженной тематикой антифашистского содержания. В репертуаре были патриотические стихи, инсценировки и песни, а также народный фольклор. В 1941 году этими бригадами было дано около 430 концертов, в том числе и платные вечера, весь сбор с которых поступил в фонд обороны страны (более 25 тысяч рублей).

Хотя и со значительными перебоями, в городах и селах республики проводились олимпиады, конкурсы. Так, в самом конце 1941 года прошел смотр театральной деятельности. При подведении итогов призовые места получили Клуб рыбников г. Махачкалы, завод № 182 г. Каспийска, колхоз им. Орджоникидзе Хасавюртовского района, колхозный клуб г. Дербента, драмколлективы клуба Дагпединститута, колхозного клуба с. Карланюрт, клуба педучилища г. Хасавюрта, драмкружки клубов Госторговли, железнодорожников, фабрики имени III Интернационала, клуб строителей «Двигательстроя», селекционной станции г. Хасавюрта.

Несмотря на все трудности военного времени, в эти годы в Дагестане открываются Государственная филармония, сеть клубных учреждений. В августе 1942 года была создана концертная бригада «Дагестанский фронтовой театр эстрады и миниатюр», выступавший в госпиталях и частях Красной Армии, находившихся в Дагестане. Активно принимают участие в культурной жизни своих районов хоровые, драматические и танцевальные кружки домов культуры Каякентского, Хасавюртовского, Рутульского, Карабудахкентского, Курахского, Ахтынского, Кулинского, Кумторкалинского районов, Хасавюрта, Дербента, Избербаша, Буйнакска, Дагестанских Огней…

«Воспеть подвиг и героизм советского народа, поднять его дух и патриотический настрой было главной задачей всех учреждений культуры, творческих коллективов, так как культура и искусство, песня и музыка наравне с боевым оружием поддерживали людей, давали им силы выстоять и победить, – говорит Мугадова. – В задачи Дагестанского Дома народного творчества входило снабжение коллективов актуальным материалом, направление работы сельских и городских очагов культуры на поддержание у населения героического духа, уверенности в победе над врагом, патриотического подъема и трудового энтузиазма».

Выступление самодеятельных артистов пополнились частушками, фельетонами, интермедиями антивоенного содержания. В 1944 году работа сельских и городских клубов наладилась. Самодеятельные артисты махачкалинских клубов им. Колышкина, торгового порта, НКВД, пединститута, сельхозинститута дают концерты в госпиталях, в школах, на открытых площадках города.

В том же году к 40-й годовщине со дня смерти А.П. Чехова Дом народного творчества провел конкурс на лучшее проведение вечера, посвященного этой дате. Лучшим драматическим кружком стал коллектив самодеятельных артистов совхоза им. Орджоникидзе Хасавюртовского района. Они поставили пьесы Чехова «Медведь» и «Опасное знакомство».

Артисты самодеятельности в августе, сентябре и октябре того же года в рамках культурно-шефских мероприятий показали 7 спектаклей, организованных на стационаре для частей Красной Армии и Военно-морского флота, 5 выездных концертов на открытом воздухе, 7 концертов в медпунктах, 131 концерт в госпиталях. Коллективы художественной самодеятельности собрали в фонд помощи семьям фронтовиков около 90 тысяч рублей и в фонд строительства авиаэскадрильи «Политпросветработник» – 45 тысяч рублей.

К концу 1945 года в Доме народного творчества сформировался прекрасный состав творческих работников, многие из которых прошли войну. Это заведующие отделами фольклора, театрального, музыкального, танцевального, изобразительного искусств Готфрид Гасанов, Владимир Сперанский, Дмитрий Капаницын, Петр Проскурин, Артур Ованесян и другие. Благодаря им и их единомышленникам в послевоенное время культурная жизнь Дагестана продолжила свое активное развитие.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Победители»