Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 25 февраля, Чт

Махачкала

Weather Icon

Наркомания как системная проблема

A- A+

Если существует легальный оборот наркотиков (пусть по рецептам), то нужно исходить из того, что наркотики будут попадать в руки людей, и не только по легальным каналам. Задача в том, как заставить отказаться от наркотиков человека, в руки которого уже попал наркотик. Ответить на эти и другие не менее сложные вопросы пытались участники республиканской научно-практической конференции, которая проходила на днях в Даггоспедуниверситете. В ее работе довелось участвовать и выступить и мне.

СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ

Отключение сознания – это естественное и необходимое состояние нашего организма. Человек не замечает, как он засыпает, а попытки анализировать этот процесс обычно заканчиваются расстройством сна. Понятно, что беспардонное вмешательство сознания в подсознание природой не предусмотрено. Глаза не обязаны видеть в темноте, но это не означает, что это невозможно. Есть приборы ночного видения, наверняка существуют методы и способы проникновения сознания в подсознание, но мы об этом знаем мало.

Брат А.П.Чехова был неплохой врач. Будучи убежденным трезвенником, он решил изучить влияние алкоголя на свое сознание. Чехов пишет, что однажды он обнаружил, что пьяный брат в собственных «отходах» валяется на полу. На столе Чехов нашел лист бумаги, на котором был «полный отчет» о том, что делает алкоголь с сознанием человека. Отчет состоял из двух слов: «Глаза осоловели». С тех пор мало что изменилось. Мы с трудом владеем этим процессом. Мы знаем, что эксперименты по искусственному помутнению разума заканчиваются помутнением разума. Однако «любителей экспериментов» это не останавливает.

Ученые провели эксперименты на крысах. Электродами возбуждали определенный участок мозга, от этого крыса получала удовольствие, но при этом получала и соответствующий удар током. Крыса могла регулировать этот процесс нажатием и удержанием кнопки. Чем больше держишь кнопку, тем больше удовольствия, но тем сильнее бьют током. Эксперименты закончились … смертью крыс. Отсюда вывод: страх наказания или физическая боль не могут преодолеть желание получить удовольствие. Этот вывод касается животных.

Что касается человека, то здесь все зависит от уровня его сознания. Если человек слаб сознанием, то велика вероятность того, что он «сможет отдать» свою жизнь за удовольствие и кайф. Во всяком случае попытку он сделает, ибо у нас нет права считать человека со слабым сознанием недостойным даже крысы. Это к вопросу о наказаниях и о том, к кому и когда их можно применять. Окрепшего сознанием человека в случае «отступления» нужно строго наказывать, есть надежда (гарантии, однако, нет), что это подействует, если же этот человек уже успел нанести ущерб своему сознанию употреблением наркотиков, то наказание такого человека может оказаться бесполезным занятием. Его нужно лечить.

ВРАЧИ И НАРКОМАНЫ

История знает ученых, которые ради науки стали наркоманами. Цель одна: проверить, можно ли избавиться от наркозависимости, если ты сознательно ставишь перед собой такую цель. Эксперименты закончились неудачно. Все экспериментаторы так и остались наркоманами. Вывод: наркотики наносят такой вред организму, в том числе сознанию, что сознание при всем желании уже не может избавиться от наркозависимости. Человек понимает, что этого делать нельзя, человек понимает, что это вредно, но человек не может остановить себя. Наркомания – это болото, из которого человек не может вытащить себя за свои волосы. Ему требуется посторонняя помощь.

Если бы наркоманов наказывали сурово, может быть, нам бы удалось добиться определенных результатов в этом вопросе. Насколько мне известно, наркоманов лечат … наркотиками. Появляются все более новые наркотики — якобы для лечения наркоманов. После лечения наркоман не оказывается вдали от болота. Он находится на краю болота, а отходить от края нужно уже в гору, толкая перед собой «камень наркозависимости». Вы знаете, что такое сизифов труд? Верно, это бесплодное занятие. Вот и наркомана приходится довольно часто «лечить, лечить и еще раз лечить».

Думается, что «лечение наркоманов» является самым важным и «главным звеном» в преступном бизнесе наркоторговли. Это самое больное место, «замок зажигания» системы. Невозможно доказать матери наркомана, что ее сына уже бесполезно лечить. Нельзя бросать наркомана с его страданиями. Это не выход из ситуации, но другого выхода нет. Нужно лечить, то есть … нужны наркотики. Вот и «завелась» система.

Наркотики нужны не только для лечения наркоманов. Наркотики нашли широкое применение во многих областях медицины. Можно ли изобретать надежные снотворные и обезболивающие препараты, не связанные с наркотиками? Наверное, возможно. Тогда на корню можно будет уничтожать наркоторговлю. Кто вам это позволит? Там, где есть легальный оборот наркотиков, там всегда будет теневой оборот наркотиков, тем более при нынешнем уровне коррупции. А там крутятся серьезные деньги. Игра интернациональная.

СТУДЕНТ И ЛИМОН

Весьма распространено мнение о том, что наркотики способствуют улучшению умственной деятельности человека. На такой «крючок» обычно ловят студентов перед экзаменами. Наверное, это так. Но это напоминает процесс «выжатого лимона». Есть люди, которые любят выжимать лимон, так больше и быстрее получаешь лимонный сок. Посмотрите, что остается от этого лимона через несколько таких процедур. То же самое происходит с мозгами. Печально, что этого не замечает сам наркоман. В мутном зеркале себя не увидишь.

Борьба с наркоманией – это вопрос больше мировоззренческий, культурологический, чем социальный, медицинский, правовой и т.д. Не случайно мы так долго бьемся вокруг поиска национальной идеи. Должны быть идеи, должны быть ясные цели. Процесс мышления должен быть организованным и целенаправленным. Этим нужно заниматься с рождения ребенка. Нельзя поджигать порох, если не знаешь, куда пойдет ударная волна. Если нет заданной цели, то появляется «ложная цель», о ложности которой не подозревает даже «хозяин мозгов». Наркоман выбрал не ту цель. Все понимают, что он запутался. Так «вправьте» ему мозги, пока он не «выстрелил».

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Если не воспитывать людей, то они могут стать «говорящими баранами», которые «жуют травку». Я не сторонник теории заговоров, но тут явно торчат чужие уши. Если вокруг все плохо, то даже «хорошо воспитанному человеку» сложно спокойно все это «созерцать», он «отключает себя» от реальности разными способами. Если кто-то не отключается, его «вырубают» настолько «абстрактными» способами, что мы не всегда замечаем подвох. Если Гайдар скажет, что «пропасть нельзя преодолеть в два шага», то мы не обойдем пропасть, а непременно «преодолеем пропасть в один шаг» … и шлепнемся вниз. Самое интересное, что потом, стоя на костылях, мы будем говорить, что «Гайдар был прав».

У нас применяется обучение, основанное на наглядности. Принцип атеиста: если не видно, то не существует. Конечная остановка современной системы образования – это многознание. Для полноценной жизни много знаний не требуется. Интернетом может пользоваться даже ребенок. Главой района можно работать (это абсолютно серьезно), не имея среднего образования. Цель образования –  научить человека самостоятельно мыслить и достойно жить среди людей, а не пичкать его бесполезными знаниями. Диплом – это орден, который не всегда свидетельствует о мужестве человека.

Чтобы отказаться от  наркотиков, много знаний не нужно. Нужно усвоить одно правило: уважай и слушай своих родителей. Это правило нужно в школе повторять до тех пор, пока ребенок его твердо не усвоит. Если ребенок не в состоянии усвоить (не выучить, а именно усвоить) это правило, то нет смысла дальше учить его уравнению Шредингера. Такой ребенок — обуза для своих родителей, обуза для общества, если даже он будет «вундеркиндом». Одно это верно усвоенное правило (уважай и слушай своих родителей) ребенку больше пригодится в жизни, чем умение решать алгебраические уравнения и вычислять «квадратный трехчлен».

 ЧУЖОЙ ОГОРОД

Речь не о том, что знания не нужны. Речь о том, что мы не знаем элементарных вещей. Если мы все усвоили бы (опять важно не выучить, а усвоить) десять заповедей (вместо таблицы умножения), то у нас было бы совсем другое общество. Я уже не говорю о том, что школьники, кроме правила поведения (уважай и слушай своих родителей), должны усвоить базовые достижения современной науки (квадратный трехчлен не является достижением науки).

Мы довели систему образования и воспитания подрастающего поколения «до ручки». Низкий поклон нашим учителям за то, что мужественно продолжают «стоять на своем посту», зная, что их «корабль знаний» давно «протаранили» и он скоро может уйти на дно.

Это уже другая тема. Как у нас говорят, федеральная тема. Мы обсуждаем наркоманию. Вот так мы и привыкли не выходить за рамки своей темы. Это считается неприличным. У каждого свой огород. Неприлично рассматривать лес за деревьями. У нас не проблема хромает, у нас система хромает, в том числе система воспитания и образования. Без системного подхода проблемы современного мира не решаются, они только складируются. Оттого у нас все проблемы носят вечный характер, они у нас находятся на «вечном хранении».

Удачи всем, всегда и везде!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»