Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 29 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

От Армавира до Араблинки

A- A+

В эпоху современных технологий многое стало восприниматься не так, как раньше. С тех пор, как человечество открыло для себя космос, преодолело сверхзвуковой барьер, а сам звук начал передаваться с помощью сотового сигнала, технологии минувших веков более не поражают воображение.

И хотя махачкалинские мальчишки давно уже не бегают на вокзал поглядеть на пышущий жаром диковинный паровоз, споря о том, какая модель паровой машины крупнее, мощнее и величавее, значимость железнодорожных перевозок в жизни людей отнюдь не снижается. Растет пассажиропоток, увеличиваются грузоперевозки, прокладываются новые железнодорожные ветки. Именно поезда зачастую доставляют к нам из Китая новенькие сотовые телефоны и прочий ширпотреб и везут нас самих из Москвы в Махачкалу, когда билет на современный самолет оказывается ужасающе дорог.

Для того, чтобы железная дорога жила, росла и развивалась, требуется огромная масса человеческих рук, которые ежедневно и круглосуточно укладывают шпалы, продают нам билеты, приносят в купе свежее белье и чай. У всех этих скромных людей есть профессиональный праздник — День железнодорожника. В этот день отмечаются заслуги работников железнодорожного транспорта и достижения отрасли в целом. В первое воскресенье августа этот праздник отметят и работники Махачкалинского управления Северо-Кавказской железной дороги, которое сегодня возглавляет Захар Абдурахманович Адамов. Окончив в 1984 году Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности. «Управление перевозочным процессом», он навсегда влился в многочисленную плеяду своих односельчан-сумбатлинцев, посвятивших жизнь железной дороге.

И судьба складывалась у Адамова схоже. Ростовский институт стал альма-матерью для большого количества выходцев из маленького лакского аула Сумбатль. Как и другие земляки, он начинал с малого. После окончания института работал на станции «Грозный» дежурным по парку, затем маневровым диспетчером, заместителем начальника, главным инженером. Позднее был переведен в Махачкалинское отделение дороги, работал поездным диспетчером, заместителем начальника отдела перево­зок. Трудолюбие Адамова отметили назначением на должность начальника отдела перевозок, а затем и первого заместителя начальника отделения дороги. И свое выдвижение он оправдал, улучшив показатели работы отделения дороги, история которой насчитывает уже 120 лет.

Кстати, железную дорогу в Дагестане начали возводить на Кавказе впервые. Еще в 1861 году в газете «Кавказ» сообщалось о строительстве в Дагестане первой железнодорожной узкоколейки. Однако решение о сооружении полноценной железной дороги при поддержке императора Александра III было принято лишь несколько лет спустя. И только 25 октября 1898 года гудок паровоза возвестил о прибытии в Дербент первого пассажирского поезда. К 1915 году железнодорожная линия соединила Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой. Всего в Дагестанской области было сооружено 10 станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи. Протянувшись таким образом вдоль всей Прикаспийской низменности, железная дорога дала толчок социально-экономическому развитию Дагестана.

Естественно, что железнодорожники были самым крупным и передовым отрядом постоянных рабочих в Дагестанской области. В 1917 году рабочих и служащих дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги вместе с членами их семей насчитывалось около 16 тысяч. Не остались в стороне и жители Сумбатля, в котором трудно найти семью, в той или иной мере не связанную с железной дорогой. В ауле более 30 династий железнодорожников, и у каждой общий трудовой стаж превышает 100-150 лет. От Армавира до Араблинки на каждой железнодорожной станции и разъезде работали мастерами, бригадирами, путевыми обходчиками, рабочими многие сумбатлинцы. К примеру, в 1937 г. таковых насчитывалось 241 человек (71 семья).

В 1935 г. в Сумбатле в семье путевого обходчика Закаржи Сутаева родился сын Рамазан, который и стал первым сумбатлинцем, окончившим железнодорожный институт в Ростове. Позднее, может, по примеру Сутаева, многие сельчане поступали на учебу в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Дипломы этого вуза имеют около 60 сумбатлинцев. Сутаева знают и помнят как компетентного руководителя железнодорожного транспорта республики и, пожалуй, самого известного специалиста этой отрасли в Дагестане. Более 20 лет он возглавлял Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги. Заслуги Сутаева отмечены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ».

После окончания института Рамазан Сутаев работал дежурным по станции, главным инженером станции, начальником станции Махачкала – Сортировочная, около трех лет был главным инженером Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, а с 1977 по 1996 годы – начальником отделения. При его непосредственном участии и под его руководством были осуществлены электрификация Махачкалинского отделения железной дороги, перевод ее на автоматизированную систему управления. Он многое сделал для внедрения современной техники на стальных магистралях Дагестана, внедрил новые, соответствующие возросшим к железнодорожному транспорту требованиям организационные формы в производство и управление, за что неоднократно награждался медалями ВДНХ.

Молодому поколению дагестанских железнодорожников есть на кого равняться. А возрождающаяся экономика нашей страны всех обеспечит работой. А потому пожелаем всем железнодорожникам в их праздничный день неизменного упорства, трудолюбия, жизнерадостности и тяги к знаниям! Ваши трудовые достижения – основа развития всей страны!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Общество»