Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:55 | 10 августа, Ср

Махачкала

Weather Icon

Разговор о «жителе планеты»

A- A+

Состоялся круглый стол для руководителей дошкольных образовательных организаций «Педагоги прошлого: неизвестное в известном», организованный Академией «Каспий» и факультетом дошкольного образования ДГПУ при поддержке Управления образования администрации Каспийска и посвящённый первому декану дошкольного образования Дагпедуниверситета Вере Васильевне Кондратовой.

Открыл заседание ректор Академии «Каспий» д.э.н., профессор Магомед Абакаров. Он кратко рассказал о развитии и становлении светского образовании в Дагестане, отметив, что организаторами первых дошкольных учреждений были русские женщины-сподвижники. К примеру, в 1875 г. в Темир-Хан-Шуре (нынешний Буйнакск) при женской прогимназии было открыто первое дошкольное учреждение – детский сад М.Г. Макаевой и Е.В. Георгизон. В 1877 г. Н.В. Андреева открыла первый детский сад в сельской местности, он функционировал при двухклассном училище в укреплении Дешлагар (ныне село Сергокала). Тем самым был заложен фундамент будущей национальной системы дошкольного образования в Дагестане.

Особую страницу в летопись художественного образования Дагестана вписала талантливый ученый и незаурядная личность Вера Васильевна Кондратова (1926-2008 гг.). В разные годы она работала деканом факультета дошкольного воспитания ДГПУ (подчеркнем: первым деканом), заведующей кафедрой ДИПКПК и научным сотрудником в ДНИИ педагогики им. А. А. Тахо–Годи. 3а эти годы она проделала колоссальную работу в подготовке кадров, повышении квалификации, разработке научных и методических пособий и рекомендаций по решению проблем дошкольного образования республики. Нужно особо подчеркнуть то внимание, которое Вера Васильевна уделяла изучению народных художественных традиций Дагестана в системе дошкольного образования. В работе «Нравственное воспитание дошкольников (обучение – труд – игра)» она рассматривает эстетическое воспитание в комплексе с нравственным и трудовым, утверждая, что только в их единстве возможно благотворное влияние на личность.

По мнению В.В. Кондратовой, «воспитанник ДОУ – житель планеты, он «добрый общественник», с развитыми умениями и способностями в труде, играх, в традициях народной педагогики и «нравственного закаливания» путем «межнациональной осведомленности» и «межнациональной компетентности» с укреплением «карты души» на чувстве собственного достоинства, с умением любить, понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать, сострадать, помогать».

Модератор круглого стола – декан факультета дошкольного образования ДГПУ Марина Абдурахманова; профессор кафедры общей и социальной педагогики социального факультета ДГУ, член Общественной палаты РД Бика Алиева; начальник отдела дошкольного образования Управления развития общего образования Минобра РД Хадижат Алиева и другие говорили о передовых практиках по коммуникативному развитию в дошкольном образовании, проблемах доступности дошкольного образования, необходимости диалога между руководством школ и представителями дошкольных групп, поднимались также и другие актуальные темы.

Интерес вызвало выступление в дистанционном режиме профессора департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Айшат Шахмановой. Большую часть своего выступления она посвятила своему педагогу Вере Васильевне Кондратовой.

По словам Шахмановой, Вера Васильевна следовала заповеди о всестороннем и гармоничном развитии личности ребенка, формировании у него способности принимать «образ жизни, достойный человека», а цель воспитания заключалась в приобщении к культурным ценностям своего народа, науке, искусству, нравственности, побуждении и развитии в ребенке силы личности и свободы.

Переехав в Дагестан в 1979 г., Вера Васильевна возглавила факультет дошкольного воспитания Дагестанского государственного педагогического института, подготовила не одно поколение специалистов по дошкольному образованию, активно занималась наукой в секторе дошкольной педагогики ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи.

Возглавляя кафедру дошкольного воспитания ДИПКПК (ныне ДИРО), она совместно с преподавателями занималась поиском научных технологий дошкольного образования. Исследования, помогали им в методической, практической деятельности, что играло огромную роль в развитии системы дошкольного образования в республике.

Одним из направлений исследований Веры Васильевны являлась проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Она фундаментально изучала средства и методы формирования у детей первоначальных черт коллективизма, гуманных, патриотических и интернациональных чувств. Научная и методическая деятельность ученого доказывает необходимость развития социальных чувств, ознакомления маленьких граждан с различными явлениями общественной жизни, развития творчества детей в процессе игр и занятий.

Вера Васильевна уделяла немало внимания и трудовому воспитанию, вопросам использования народного искусства Дагестана в дошкольных учреждениях республики. Так, в своей работе «Нравственное воспитание дошкольников (обучение-труд-игра)» Кондратова приводит содержание тем по профессиям народного искусства: «Балхарские мастера керамики», «Ковровщицы на ковровой фабрике», «Кубачинские златокузнецы и их работы», «Унцукульские мастера по дереву». Эстетическое воспитание она рассматривала в комплексе с нравственным и трудовым, так как, считала, что только в единстве оно может благотворно влиять на весь воспитательный процесс, на эмоциональное и познавательное развитие личности детей.

Вера Васильевна всегда была патриотом, поэтому большое внимание уделяла развитию у детей любви к родной республике, стране, к своему народу, уважения к представителям других народов, других национальностей.

Под её научным руководством в 2001 году была издана программа–методические рекомендации «Дети гор». Основная её идея была в том, что детям предоставлялась возможность большую часть времени заниматься по своим склонностям и интересам многообразными играми, трудом, художественно-изобразительной деятельностью, сложившимися под влиянием традиций, обычаев и обрядов народной педагогики.

Проведение круглого стола стало данью благодарной памяти Вере Кондратовой, а вопросы, предложенные на обсуждение, были в русле современных изменений в системе дошкольного образования, носили практико-ориентированный характер, отражали различные аспекты заявленной проблемы. Было задано немало вопросов и организовано продуктивное общение, а также обмен опытом работы.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»