Купить PDF-версию
08:33 | 13 мая, Пн
Махачкала
X
11:37 26.03.2011

«Живая вода» инженера Халидова

Инновационная экономика, курс на которую уверенно взяла наша страна, должна вывести на качественно новый уровень не только основные сферы жизнедеятельности, но и изменить психологию современного человека, сформировать личность с прорывным инновационным сознанием.

Изобретатель Гамид Халидов как раз из этой серии. Он автор более ста изобретений, одиннадцати инновационных проектов. Поле деятельности ученого распространяется на самые различные сферы жизнедеятельности человека, будь то промышленность, сельское хозяйство, экология, образование, компьютерные технологии. Кажется, все ему по силам, но сам изобретатель настроен весьма скептически, ведь путь от изобретения до внедрения долгий и не всегда усыпан розами. Особенно хорошо это видно на примере проекта «Живая вода».

В 1997 году, будучи советником министра экономики республики, он плотно занялся проблемой обеспечения водой стран с нехваткой собственных водных ресурсов. Им были выработаны новые научные и инженерные подходы к решению актуальных проблем обеспечения населения земли пресной талой водой и сохранению невосполнимых ресурсов экосистем.

В свое время ООН объявила конкурс на лучший проект по доставке льда из Антарктики и Гренландии в страны с нехваткой пресной воды.

Г.Халидов разработал уникальную конструкцию транспортного тримарана-ледовоза — трехкорпусного скоростного маневренного судна с двигателями и рулями во всех трех корпусах, обладающего высокой маневренностью, необходимой для транспортировки льда. Конструктор учел все, начиная с добычи, погрузки и разгрузки. По этому проекту было вынесено положительное заключение государственной экспертизы Всероссийского Института Арктики и Антарктики. Но невидимое противодействие, бездействие чиновников не дали в свое время реализовать проект, хотя еще в 2000 году бывший премьер М.Касьянов на встрече глав государств и правительств мира в ЮАР заявил о том, что у России существуют технологии, направленные на обеспечение населения мира пресной питьевой водой.

Уникальную же технологию транспортного тримарана  первыми успешно реализовали американцы, внимательно наблюдавшие за публикациями о работе дагестанского изобретателя Г. Халидова в Интернете. И уже в прошлом году завершили испытания первых прототипов тримарана для ВМФ США. Американцы заявили, что тримаран превзошел все их ожидания…

— Почему же вы не запатентовали идею?

— Почему не запатентовал? Но по международным нормам, даже если изобретатель запатентовал изобретение в своей стране, но в течение тридцати месяцев нет подтверждения международного патента, то любая страна имеет право использовать вашу идею.

Идея действительно была стоящая. При загрузке в центральный корпус огромных брусков в 50 тыс. кубов льда изобретатель, чтобы избежать риска, оснастил боковые корпуса  силовыми установками и рулями. Затем точно по форме и размеру «вырезался» кусок айсберга и размещался  в центральном корпусе тримарана для дальнейшей транспортировки  до места назначения. А чтобы иметь возможность транспортному тримарану перевозить обычный груз, был придуман т. н. «баркон», совмещающий в себе возможности баржи и контейнера.

Баркон заранее загружался грузами, и по прибытии тримарана в порт при разгрузке открывались створки центрального корпуса, откуда выплывал груженный баркон. Это же революция! И потому те же американцы сразу воспользовались ситуацией и тем, что изобретательская деятельность в нашей стране не пользуется серьезной поддержкой.

Г.Халидов признается, что пережил немало неприятных минут. А на вопрос, почему зарывал столько лет свой талант, заведомо зная, что большая часть его изобретений не найдет применения на родине, он только усмехается: — Мне хотелось принести пользу своей стране.

Судо- и авиастроение, железнодорожный транспорт, телекоммуникационные, компьютерные технологии — все это спектр научных интересов изобретателя, который удивительным образом применяет знания, достигнутые собственным трудом.

— Сегодня американцы опережают нас по всем направлениям, — констатирует ученый, — и внедряют в жизнь самые смелые проекты. И создание тех же транспортных тримаранов происходит при участии Пентагона, потому что там  понимают, что за тримаранами, конструкция которых универсальна, большое будущее. И первые образцы уже курсируют по Персидскому заливу.

— Дальше – больше, — говорит изобретатель, — те же грузовые тримараны способны в корне изменить инфраструктуру портов. Идущие на смену тримараны-барконы смогли бы в разы сэкономить площади. Сегодня Россия имеет возможность модернизировать свои порты и вместе с теми же американцами или англичанами участвовать в совместных программах. Этим надо воспользоваться во имя национальных интересов нашей страны, — убежден Г.Халидов.

Изобретатель оперирует бесстрастным языком статистики: к 2030 году население планеты будет потреблять 3 млрд.кубов пресной воды, а к 2050 — 5 млрд.кубов. — Представьте, какие перспективы открываются перед новым видом транспортных кораблей,- говорит он.- Ведь день ото дня на земле иссякают надводные, подводные течения пресной воды, загрязняются действующие источники.

Ученый уверен, и в Дагестане возможно возродить промышленное производство, только надо делать это с умом. Были бы желание и политическая воля.

На базе российского военно-промышленного комплекса в том же Дагестане возможно с использованием существующих мощностей создать судостроительную отрасль, начиная с инновационного судостроения, и идти дальше по этому пути. И в случае реализации проектов перед нашей республикой открывается большое будущее. Речь идет о создании современных мощностей для строительства тримаранов, которые будут использованы с учетом развития современных транспортных морских торговых путей.

— Морской порт в Махачкале — единственный незамерзающий порт в нашем регионе, — констатирует ученый. — Крупнейший в мире торговый путь Север-Юг, соединяющий Индию, Индонезию, Юго-Восточную Азию через Красное море с европейской частью мира позволит Дагестану стать одним из крупнейших транспортных узлов. А в недалеком будущем судоходный канал Каспий — Персидский залив, который будет проходить по территории Ирана и планируется запустить в 2016 году, обеспечит выход в бассейн Индийского океана из Северной Атлантики, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Сегодня, настаивает ученый, нашей стране необходимо участвовать совместно с Ираном в строительстве этого канала. И строить специально для него транспортные тримараны класса «море-река». В этом случае тримараны выступают как наиболее перспективный вид транспортных перевозок по воде.

Характеризуя инновационную внедренческую деятельность в нашей республике, создание специальных предприятий при вузах, где планируются теоретические разработки моделировать в готовые образцы, Г.Халидов замечает, что пока их деятельности мешает множество препон, они не обладают необходимыми правами. И республика, ставя перед собой амбициозные задачи,  должна выходить на новый уровень поддержки инновационного движения, и прежде всего молодежного, по созданию серьезной внедренческой среды и стимулировать деятельность профильных вузов. Со временем это позволит республике решить многие экономические задачи, сократить безработицу.
Комментируя и оценивая инновационную внедренческую деятельность в нашей республике, директор Дагестанского ЦНТИ-филиала ФГУ «РЭА» Минэнерго РФ Уллубий Халидов был настроен более оптимистично. — Существует расхожее мнение, — считает он, — что делать ставку на какие-то крупные инновационные проекты в Дагестане не перспективно, мол, не справимся, достаточно просто создавать условия для ведения бизнеса. Не согласен с таким подходом.

Без крупных проектов или даже одного проекта, который смог бы востребовать и объединить имеющийся научный и производственный потенциал республики, невозможно достигнуть больших результатов в короткие сроки. Нам также нельзя делать ставку на «внутриреспубликанскую» инновационность производимой продукции. Самый минимум – это высокая конкурентоспособность на российском рынке, а основная задача – готовить инновации мирового уровня. А как еще по-другому в эпоху глобализации?!

Теперь о предлагаемом в течение последних трех-четырех лет проекте создания транспортно-тримаранного кластера в Дагестане. Сможет ли республика стать таким крупным инновационным промышленным стартапом, который приведет экономику Дагестана к процветанию? Вопрос нелегкий, но все же попробую дать свое видение. Проект масштабный, раз речь идет о полном цикле строительства крупнотоннажных судов на нашей территории, а значит, как показывают предварительные расчеты, он создаст десятки тысяч рабочих мест в республике и Северо-Кавказском регионе. Но пока нет заключения правительства республики и наших заводов – потенциальных соисполнителей.

Безусловно, приоритетной является политика возрождения судостроения в России путем создания Объединенной судостроительной компании (ОСК), которая уже сегодня создает по стране новые судостроительные мощности, но неучастие в этом процессе республики и более десятка связанных с судостроением во времена СССР незагруженных дагестанских заводов, конечно же, недопустимо.Уверен, что по предлагаемому проекту создания транспортно-тримаранного кластера уже сейчас необходимо создавать правительственную рабочую группу, в которую могут войти ученые и специалисты местных Минпрома, заинтересованных заводов, вузов, ИСЭИ ДНЦ РАН, а также российских Минтранса, МИДа, ОСК и профильных экспертных организаций. Необходимо поставить перед ней первоочередную задачу – всесторонне оценить проект, прежде всего его экономический потенциал для Дагестана, СКФО и страны в целом.

Дагестану нужна внятная и амбициозная инновационная политика, ее планомерное выполнение. В условиях глобальной конкуренции и глобального промышленного пиратства мало иметь инновационные идеи – необходимо как можно быстрее проходить начальные стадии роста и внедрять продукцию. А для этого должна быть создана соответствующая инфраструктура, направленная на всемерную поддержку новаторов. И создавать ее необходимо сейчас, чтобы в ближайшие пять-десять лет это дало первые громкие результаты и задало тон развитию Дагестана на многие десятилетия вперед.

Статьи из «Общество»

Хранительница памяти о муже

485
Сегодня глава Карабудахкентского района посетил вдову участника Великой отечественной...

В тылу и на передовой

4
В военные 40-е годы прошлого столетия в тылу и на передовой своим трудом ковали победу люди разных профессий: бойцам помогали выстоять на первый взгляд совсем не...

Достойный пример для молодёжи

15
В октябре 2005 года в доме № 40 по улице Первомайской в Махачкале засели активные члены...

Это День Победы!

36
Есть великие праздники, над которыми не властно время. Потому что они святые по сути своей....

Мужество и стойкость Юрия Петрухина

14
Сегодня, 9 мая, наша страна празднует 79-ю годовщину...

Солдат Багаудинов

12
О своем боевом пути ветеран говорит так, как будто эти события проходили не 80 лет назад, а...

Боевой путь Героя Российской Федерации

27
Ветеран Великой Отечественной войны Ибрагим-Паша...

Знамя как символ Победы

14
В преддверии Дня Победы в Дагестане, как и по всей стране, проводятся масштабные...

Жизненное кредо – ответственность

10
В Махачкале увековечили память о видном...

Участие в боевых действиях подтверждается

15
Под руководством заместителя Председателя...

Городская среда благоустраивается

13
Федеральный проект «Формирование комфортной городской...