02:00 | 21 июня, Пт

Махачкала

Weather Icon

Повысить качество работы по сбору налогов

Правительство
A- A+

Во вторник, 14 мая, на базе Дагестанского государственного университета народного хозяйства стартовал семинар-­совещание с главами муниципальных образований региона.

Как сообщает пресс-служба Администрации Главы и Правительства РД, в нём приняли участие Председатель Правительства РД Артём Здунов и Руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов. Во главу угла были поставлены вопросы повышения качества работы муниципальных образований республики по сбору налогов.

Семинар состоял из трех частей: пленарное заседание, работа в группах, затем снова пленарное заседание. В одну команду входят глава муниципального образования, заместитель по экономике, председатель муниципального Собрания депутатов, представитель налоговой службы, курирующий муниципальное образование, а также один из победителей кадрового конкурса «Мой Дагестан». Участники мероприятия обсудили проблемы, мешающие организации на местах работы по увеличению налоговой базы и собственных доходов. Задача вчерашнего дня – разработать и экспертно обсудить «дорожную карту» по мобилизации шести ключевых налогов, формирующих муниципальный бюджет.

Открывая пленарную часть, Владимир Иванов обозначил важность эффективной работы глав муниципальных образований. По его словам, благополучие большого количества граждан зависит именно от деятельности руководителей на местах. Поэтому работе органов местного самоуправления сегодня уделяется большое внимание.

Говоря об основных задачах, Руководитель Администрации подчеркнул: «Важно всегда работать в команде. Ни для кого не секрет, что один в поле не воин. Глава муниципального образования – это человек, который отвечает за все направления, но без работы в единой команде ничего не получится. Сегодня у нас новый формат проведения семинара-совещания. Здесь сегодня главы не одни, а со своими командами. С вашей стороны нужно чёткое понимание проблем, постановка задач, поиск путей решения. У нас все муниципалитеты разные: у кого-то получается, у другого – нет, кто-то ждет, когда сделают работу за него, а другой берёт и делает. Нам также нужен ваш диалог, чтобы вы поделились друг с другом опытом».

«Когда в одной группе работают и главы МО, и министры, представители правоохранительных органов, прокуратуры, налоговой службы, это даст положительный эффект. Воспринимайте это мероприятие не только как обучение, но и как возможность рассказать о ситуации в вашем районе или городе, понять суть проблемы, разобрать ее и решить. По итогам сегодняшнего дня хотелось бы услышать, почему в части роста собственных доходов у одних получается хорошо, у других – нет. Может, не хватает нормативного акта, есть какие-то ограничения и специфика в каждом районе. В прошлом году нам вместе удалось значительно повысить собственные доходы. Это позволило в этом году заняться мелиорацией, водообеспечением, социальными вопросами. Здесь сегодня нет учителей и слушателей, мы все равны. Те, кто работает на месте, – это носители основной информации. По итогам сегодняшнего дня должны быть не доклады, а чёткие ответы на обозначенные вопросы, конкретные меры с указанием сроков», – расставил приоритеты глава кабмина, пожелав собравшимся продуктивной работы.

Участники семинара-совещания обсудили проблемы, мешающие организации на местах работы по увеличению налоговой базы и собственных доходов. Задача была – разработать и экспертно рассмотреть «дорожную карту» по мобилизации шести ключевых налогов, формирующих муниципальный бюджет

Ключевые проблемы, на которых надо отдельно остановиться, перечислил в своём выступлении Первый вице-премьер Гаджимагомед Гусейнов.

«Наша задача на среднесрочную перспективу – войти в двадцатку бюджетов по собственным доходам на душу населения. По крайней мере мы должны этот показатель увеличить к 2025 году в два раза, по сравнению с 2018-м», – подчеркнул Гусейнов. В данной работе, считает он, должны быть задействованы все заинтересованные структуры, и в первую очередь главы муниципальных образований.

Касаясь «теневой» экономики, Первый зампред подчеркнул, что можно годами перекладывать проблемы на других, жаловаться, но ситуация от этого не изменится, надо действовать самим: «Мы здесь собрались, понимая, что решение этой проблемы зависит на республиканском уровне от нас, от команды Владимира Васильева, на местном – от команды главы муниципального образования».

В продолжение темы Г. Гусейнов заявил, что в прошлом году республика увеличила собственные доходы на 20%, но нельзя «обольщаться этими результатами», так как у Дагестана огромный потенциал, который не реализуется в полной мере.

Председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам Народного Собрания РД Сейфулах Исаков также акцентировал внимание на важности темы, касающейся повышения собираемости налогов.

Подробно с порядком проведения семинара-совещания собравшихся ознакомила заместитель Председателя Правительства Екатерина Толстикова.

Затем выступил руководитель УФНС России по РД Газинур Апсалямов, он рассказал о совместных мерах по устранению задолженности по имущественным налогам и о проведении сплошной инвентаризации коммерческих объектов.

О мерах по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сообщил министр по земельным и имущественным отношениям РД Агарагим Кагиргаджиев.

В своём выступлении внимание вопросу инвентаризации коммерческих объектов, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований Дагестана, уделил врио руководителя Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Гаджи Гасанов. Он же рассказал и о механизмах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республике.

После пленарной части стартовала работа в группах. Она была поделена на несколько этапов: анализ текущей ситуации, постановка проблемы и задач от представителя налоговой службы, постановка проблемы и задач от эксперта, постановка задач к решению.

Вторая часть семинара-совещания пройдет в среду, 15 мая, в Кизляре, где состоится проектная сессия по реализации муниципальными образованиями Дагестана программы «Формирование комфортной городской среды». Запланирован также ряд семинаров-совещаний: по обеспечению безопасного водоснабжения и реализации в 2019 году программы по модернизации систем водоснабжения; по управлению энергообеспечением в муниципальных образованиях; по реализации в текущем году программы «Земский доктор».

***

По окончании пленарного заседания главы муниципалитетов, разбившись на группы, продолжили работу семинара-совещания. Основная тема обсуждения – анализ текущей ситуации по сборам налогов, мониторинг, позволяющий оценить реальную картину, что же на самом деле мешает муниципалитетам увеличивать налоговую базу и какие вопросы тормозят их собираемость.

Предваряя обсуждение, заместитель Председателя Правительства РД Екатерина Толстикова напомнила аудитории, что семинар можно рассматривать как экспертную площадку, на которой в дискуссиях обозначается реальное положение существующих проблем. А ростовский модератор Татьяна Анопченко сразу же, без раскачки, задала мероприятию рабочий ритм, пригласив глав определить основные причины, тормозящие сбор налогов. И поскольку каждый участник мог это сделать с помощью карточки, на которой указал бы основные факторы, препятствующие увеличению налоговой муниципальной базы, то обсуждение порой переходило в эмоциональные выступления. На поверхности оказались как характерные на протяжении ряда лет для муниципалитетов вопросы, так и новые, требующие особого внимания.

Нельзя сказать, что руководителями муниципалитетов предлагался конкретный выход из сложной ситуации, многие из них прибегали скорее к сетованию на инертность предприятий среднего и малого бизнеса, которые не желают регистрироваться, и, что вполне естественно, это не учитывается в налоговой базе муниципалитета. Они же призывали деловых дагестанцев, проживающих в других регионах, отчитываться по налогам в собственном районе. А еще выражали недовольство отсутствием налоговой культуры у населения. Вроде и правильные выводы, непонятно только одно: что же мешает на местах прививать эту самую культуру предприятиям, работающим по «серым» схемам?

Вполне резонно, что экспертами был сделан вывод, что новому кадровому резерву, влившемуся в деятельность муниципалитетов, стоит пересмотреть традиционные подходы, предлагая свое видение развития района, развивая отрасли, реально увеличивающие базовые показатели, собираемость налогов. Поднималась главами проблема разграничения земель, поскольку вопрос этот имеет принципиальное значение для районной налоговой базы, и здесь немало вопросов, копившихся десятилетиями. Многие из них предлагали увеличить штрафные санкции за то, что представители бизнеса не становятся на учет.

Модератор поинтересовалась, с какими банками приходится работать в республике муниципалитетам в плане кредитования. Оказалось, их всего два – Сбербанк и Россельхозбанк. Т. Анопченко обратилась и к такой застарелой проблеме, как кассовые чеки. Выяснилось, что и здесь немало нестыковок. Она привела в качестве примера Ростов, где сосредоточено немало оптово-розничных рынков. И решить проблему удалось довольно быстро, предложив покупателям вернуть деньги за товар при предъявлении чека. Модератор также отметила, что в Ростове особым спросом пользуется минеральная вода «Рычал-Су», и это один из удачных примеров развития предпринимательства.

На засыпку последовал вопрос модератора: что муниципалитеты могут предложить, чтобы увеличить собираемость налогов в процентном соотношении? Главами был поднят вопрос о том, что федеральные структуры, находящиеся на территории муниципалитетов, отчитываются не в местный бюджет, а это была бы солидная прибавка для муниципалитета. В качестве контраргумента был предъявлен и такой, как слабое материально-финансовое положение населения, что сказывается на сборе налогов. Но внутренние резервы – один из мощных рычагов для сбора налогов, напомнила модератор. И поскольку республика обладает немалым резервом, например, в развитии рыбоводства, то и здесь немало возможностей, в том числе разведение форели, заметила модератор. Добавим, что многие ростовские рестораны разводят форель как объекты малого предпринимательства.

Многое, что обсуждалось в живом разговоре, лишенном каких-либо формальных подходов, вызывало интерес и можно было взять на вооружение главам, создавая таким образом условия для совершенствования налоговой базы. Очевидно и другое: резервы по увеличению налоговой базы того или иного муниципалитета кроются в самих муниципалитетах, для этого необходимо развивать предпринимательство, садоводство, животноводство. Как один из удачных примеров можно привести создание парниковых хозяйств, получивших развитие в республике за последние годы. И сегодня республиканские рынки насыщены продукцией дагестанских фермеров, индивидуальных предпринимателей. Так что там, где главы работают, привлекая к новому делу молодых, предприимчивых хозяйственников, сбор налогов не вызывает вопросов у руководства региона. Там же, где муниципалитеты, отчитываясь по налогам, заявляют, что у них количество предприятий просто-таки мизерное, это не может не вызывать вполне резонных замечаний у налоговых органов. Вот и на пленарном заседании назывались районы, отчеты которых носили явно формальный характер.

Но многие поднимаемые главами вопросы были по существу. Это упрощенная система налогообложения, проверок, налоговые каникулы, льготное кредитование для предпринимателей. Все это – составные успешной налоговой отчетности, с этим невозможно не считаться. Поэтому разговор по ключевым вопросам налогового сбора был нужен. И не только для того, чтобы назвать муниципалитеты, в которых дела по сбору налогов обстоят из рук вон плохо, но и, промониторив ситуацию, искать из нее выход.

***

Главы муниципалитетов, работавшие в рамках второй секции, занимались поиском путей и отработкой механизмов по повышению налоговой базы. Задачи в этой части перед ними поставлены непростые: в городах и на равнине собираемость налогов необходимо повысить на 30%, предгорных территориях – на 25%, в горной зоне – на 20%.

Правительством республики были заранее предоставлены главам типовые «дорожные карты», куда должны быть вписаны показатели муниципалитетов. Это один из основных документов, с которым проводилась работа. К слову, муниципальные руководители не оставались с решением задач один на один, в этом им помогали 11 экспертов, часть которых приехали из других субъектов страны, а также представители УФНС по РД, Управления Росреестра по РД, Минимущества РД, прокуратуры РД и МВД по РД.

Зам. руководителя УФНС по РД Саид Ханбулатов отметил, что первоочередная задача, стоящая перед главами МО в части повышения собираемости налогов, относится к имущественному налогу.

«Рост задолженности по имущественному налогу можно назвать критическим. И задолженность возникает не на пустом месте. Эти налоги очень важны для вас, так как являются источником формирования доходной части бюджетов городов, районов, сельских поселений. Второй по важности вопрос, который нужно обсудить, – это разработка схемы дислокации коммерческих объектов на вашей административной территории», – заключил Саид Ханбулатов.

Затем группы по четыре и более человек приступили к работе, разделенной на два блока. Первый блок касался управленческих аспектов и использования метода мозгового штурма: главы визуализировали проблемы, идеи, задачи и методы решений в виде дерева, каждая часть которого олицетворяла какой-либо из пунктов. Далее работа продолжилась в формате воп­рос – ответ.

***

Завершился первый день семинара-совещания промежуточным подведением итогов с участием Главы Дагестана Владимира Васильева. Своими впечатлениями поделились некоторые главы муниципальных образований. Далее выступили Первый заместитель Председателя Правительства РД Гаджимагомед Гусейнов и руководитель Налоговой службы республики Газинур Апсалямов. Было отмечено, что собираемость налогов – важнейшая составляющая стабильности в регионе и его развития, так как от этого зависит строительство школ, дорог, медицинских учреждений и успешное выполнение других социальных обязательств государства.

Затем к присутствующим обратился Владимир Васильев. Он с удовлетворением отметил, что модераторы высоко оценили работу глав муниципалитетов.

«Говоря простым языком, сегодня мы обсуждали, как сделать больше добра людям. Помните, как мы начинали налоги собирать? Пригласили владельцев автозаправочных станций и говорили в том числе о том, что детей возят на разбитых автобусах, а водители получают очень маленькую зарплату. Кроме того, в прошлом году более 30 тысяч рабочих мест было выведено из «тени». Все это было сделано без репрессий, с помощью последовательной работы. Повторюсь, нет сегодня более благородной задачи, чем та, которую мы обсуждали. Хочу всем сказать огромное спасибо. Я оптимист и уверен, что у нас все получится! От раза к разу мы будем сильнее, лучше, и люди будут понимать, что власть работает для них, а это огромное достижение»,– подчеркнул Владимир Васильев.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Правительство»