Земля – небо: набираем высоту
Роль Махачкалинского аэропорта как опорного аэродрома возрастала с момента его открытия. Аэродром был образован 3 февраля 1927 года как «воздушная станция» на трассе Москва – Харьков – Ростов – Тифлис. Самолет Р-2 стал первой машиной, которую эксплуатировали в аэропорту. На нем перевозили продовольствие для населения и почтовые отправления.
С тех пор прошло чуть менее 100 лет, и сегодня аэропорт ежегодно наращивает маршрутную сеть новыми направлениями и демонстрирует один из самых высоких показателей динамики пассажиропотока как в Северо-Кавказском федеральном округе, так и по стране в целом.
Современная история воздушной гавани южного региона России ежегодно дописывается исключительно положительными новостями. Увеличение туристического интереса к Дагестану сказывается на росте числа авиакомпаний, заинтересованных в полетах в республику, расширяется география полетов. Только с января по июль 2021 года аэропортом Махачкалы обслужено 8806 рейсов. Это на 54,2% больше показателей 2020 года. Пассажиропоток за этот период составил 1 091 805 человек.
Для воздушной гавани центральным событием этого года стало открытие нового международного терминала. Врио Главы Дагестана Сергей Меликов и заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик вчера, 17 августа, официально открыли объект.
Значение этого события для республики сложно переоценить, уверен руководитель республики. «Уйташ» – это самый южный аэропорт России, который имеет огромные транзитные возможности. Развитие аэропорта способно придать дополнительный импульс развитию всего Дагестана, расширению межрегиональных и внешнеэкономических связей со странами зарубежья, всей России», – сказал Сергей Меликов.
Руководству аэропорта пришлось приложить немало сил, чтобы реализовать задуманное. «Необходимо сказать слова благодарности в адрес нашего сенатора Сулеймана Керимова и руководителей Минтранса России, Росавиации. Не могу не отметить участие Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. Терминал стал по-настоящему инновационным сооружением в регионе. Спасибо проектировщикам и строителям, инженерам и техникам, сумевшим воплотить в жизнь на благо дагестанцев, гостей республики современные подходы и технологии», – сказал врио Главы Дагестана, добавив, что новый терминал должен решить проблему очередей и значительно повысить комфорт для путешественников.
Напоминая, что здание терминала – важный, но далеко не единственный элемент аэропортовской инфраструктуры, С. Меликов заверил: «Мы и дальше будем работать над полноценной реализацией потенциала аэропорта в деле ускорения социально-экономического развития Дагестана. Рассчитываю, что наши подходы к решению задач реконструкции аэропорта Махачкалы, которые обсуждались на пленарном заседании Совета Федерации в марте этого года, будут и дальше поддерживаться Минтрансом России».
Игорь Чалик поздравил всех дагестанцев с завершением самого современного и красивого проекта, который был реализован Минтрансом РФ при активном участии врио Главы Дагестана и регионального Правительства. «Все это сделано для жителей республики и гостей региона. Пассажиропоток международных авиалиний будет увеличен примерно в три раза – это значимое увеличение. И мы рассчитываем, что этот проект реализован не только для жителей и гостей Дагестана, но и для пополнения бюджета республики. Таким образом, мы сможем решить задачу по развитию внутреннего и международного туризма, что в свою очередь послужит улучшению социально-экономического положения республики и страны в целом», – сказал замглавы Минтранса РФ.
Как отметил генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов, со времени появления в Дагестане гражданской авиации такого крупного события аэропорт не видел как с точки зрения архитектурного решения, так и с точки зрения расширения транспортных возможностей и повышения комфорта перевозок.
Терминал, строительство которого началось в 2016 году, является первым в Северо-Кавказском округе по своим техническим характеристикам, а также единственным, имеющим телетрапы. Его площадь – свыше 11 тысяч кв. метров, годовой пассажиропоток – около 300 тысяч человек в год, пропускная способность – 190 человек в час. Паспортный контроль здесь будет осуществляться в 10 кабинах. На строительство и оснащение оборудованием «Терминала Б» АО «Аэропорт Махачкала» затратил более 1,5 млрд рублей частных инвестиций.
Новый объект позволит аэропорту избавиться от реверсивной схемы обслуживания пассажиров международных направлений, то есть одновременно будут обслуживаться пассажиры как на вылет, так и на прилет.
На сегодняшний день полеты на международных воздушных линиях из аэропорта Махачкалы осуществляются по таким направлениям, как Турция, ОАЭ, Казахстан. Географию планируется расширить за счет полетов в Израиль, Азербайджан, Киргизию, Иран, Китай, Узбекистан. В следующем году намечается обслуживать не менее 40 рейсов международного направления.