Бессилие дорого обходится
Агрессивная тактика ценовой политики чуть ли ни ежемесячно пополняется новыми причинами для усиления. К уже ставшим привычными санксионным мерам присоединились антиковидные, отчего кривая инфляции упрямо ползёт вверх. Дагестан в этом плане, по данным Центробанка России, осенью этого года продемонстрировал очередной антирекорд.
В сентябре годовая инфляция в регионе составила 12,51 % после 9,31 % месяцем ранее, оставаясь по-прежнему выше инфляции по Северо-Кавказскому федеральному округу (9,58 %) и по стране в целом (7,4 %). Годом ранее цифры были куда скромнее: в сентябре 2020 года статистика прибавила всего-то 0,06 %, оставшись на уровне августа прошлого года – 4,9 %.
Не лучшим образом пока сказывается на интересах рядовых потребителей развитие туризма в республике. Под влиянием повышенного спроса со стороны туристов ускорился рост цен на отдельные продукты. Для компенсации возросших издержек местные кафе и рестораны повысили цены, в результате чего ускорился рост цен на общественное питание. Повышение стоимости автомобильного топлива летом этого года тоже связывали с наплывом туристов, аргументируя растущим спросом на ГСМ. Как результат – опять же рост цен на продуктовый набор и весь комплекс услуг, предоставляемых потребителям.
Удорожание овощей «борщевого набора» снова дало о себе знать после некоторого затишья. Сказался меньший объём нового урожая и природные факторы – обильные и продолжительные дожди на всей территории региона. В дополнение к этому давление на цены оказали увеличившиеся издержки сельхозпроизводителей: рост стоимости минеральных удобрений, топлива, запасных частей сельхозтехники и т. д.
Холодная осень привела к необходимости раннего включения обогрева теплиц. В результате увеличилась себестоимость тепличных помидоров и огурцов. Обильные осадки вызвали затруднения в сборе и частичную порчу урожая грунтовых огурцов и помидоров. Всё это в совокупности оказало влияние на рост цен на овощи.
В этом году цены на бензин и газомоторное топливо поднимались не единожды. Беспокоит то, что даже внимание к вопросу со стороны главы государства не заставило нефте- и газопромышленников поунять аппетиты. Так, весной прошлого года Президент России Владимир Путин удивился тому, что бензин в России дорожает, несмотря на то что цены на нефть упали более чем вдвое – с $65–70 до менее чем $30. «Как так может быть?» – поинтересовался он у министров, пообещавших разобраться с ситуацией и держать её на контроле. Не удержали.
С тех пор предпосылки к росту стоимости бензина были разными, как и комментарии чиновников. Руководители профильных министерств ссылаются на отсутствие полноценных инструментов для сдерживания цен, ФАС, как правило, не находит сговора среди продавцов топлива, региональные ведомства кивают на отдалённость республики, которой транспортные издержки по доставке бензина и газа обходятся недёшево.
При этом мало кого волнует, что предпосылок для повышения доходов самих потребителей ну никак не находится. Возьмём в расчёт возможности среднестатистической дагестанской семьи, где родители зарабатывают в среднем 35 тысяч рублей в месяц. С примерным бюджетом расходов по минимуму (питание, оплата услуг ЖКХ, транспортные расходы, траты на одежду и обувь, бытовые услуги) говорить о каких-либо накоплениях не приходится. Тут вопрос, как бы выжить до следующей зарплаты. А если взять в расчёт ещё и покупки в рассрочку или в кредит, то это и вовсе кабала, оплачивать которую приходится уже новыми кредитами.
Вообще в агропромышленном регионе, коим себя позиционирует Дагестан, регулярно отчитывающийся о растущем производстве продукции АПК и его потенциале, динамика роста цен на внутреннем рынке не должна шокировать покупателя. Но происходит обратное. Не помогли и заседания штабов по мониторингу ситуации с ценами на продовольственные товары. Но в этом точно нет ничего странного, раз у министерств и ведомств нет механизмов воздействия на ценовую политику частных производителей. В условиях отсутствия достаточного количества государственных предприятий, способных создавать конкуренцию частникам, надеяться на изменение ситуации не приходится.
Задачи регулирования ценообразования сводятся к наблюдению и мониторингу, не приводящими ровным счётом ни к чему, кроме как к констатации факта повышения цен и их пояснению. У того же Минсельхозпрода РД единственным способом влияния остаётся организация ярмарок выходного дня, на которых цены не сильно отличаются от рыночных, да и ассортимент продукции оставляет желать…
Ситуация с повышением цен на услуги общественного транспорта схожа с ростом цен на продовольствие. Тут государственные структуры тоже не в силах влиять на финансовые интересы компаний-перевозчиков, ограничиваясь лишь «изучением обоснованности повышения тарифов». Когда в последний раз повышение признавалось необоснованным, вряд ли кто из нас вспомнит.
Самое же неприятное, что отменённое в августе удорожание проезда в махачкалинских маршрутках преподнеслось как «договорённость о сохранении существующего тарифа», достигнутая в мэрии города. А неприятность – в расчёте на недалёкость обывателя, который, судя по всему, не должен был понять, что повременить перевозчиков попросили, чтобы не нагнетать обстановку перед выборами. То есть механизмы воздействия всё же есть, когда в них есть необходимость.
Что в итоге? Будущим депутатам предоставили возможность в комфортных условиях социальной тишины подготовиться к чрезвычайно сложной работе, приоритетом которой было, есть и остаётся повышение качества жизни простых людей, если верить предвыборным обещаниям. Самое время сообщить народным избранникам, что качество жизни снижается соразмерно повышению инфляции.
Стоит призадуматься над тем, чтобы совершенно бесполезные мониторинги и наблюдения за ростом цен сменить на создание условий для повышения уровня дохода избирателей – потребителей «продукции» национальной политики. Уж её себестоимость явно не от обильных осадков зависит. К тому же бедность – наш злейший враг. И это далеко не рядовой избиратель сказал.