Дагестан на перекрестке транзитных дорог
В предстоящие годы Россия не только должна прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономически развитых стран мира, но и существенно повысить ключевые стандарты качества жизни наших граждан. Для достижения этих целей важно в полной мере использовать внешнеполитические возможности. Необходимо настроиться на конкретный, прагматичный результат, осваивая новые рынки, расширять экспорт, преодолевать препятствия и ограничения для работы отечественных компаний за рубежом. Дагестану в этой работе отводится особое место.
Недавние визиты в республику министра экономики РФ Максима Орешкина и министра по делам Северного Кавказа РФ Сергея Чеботарева это подтвердили. Реализация перспектив международного транспортного коридора Север–Юг, развитие внешнеэкономических отношений с приграничными государствами федеральным центром обозначаются приоритетными задачами. Особое значение придается формированию пространства добрососедства, безопасности по всему периметру наших государственных границ, развитию торговых отношений с соседями.
Посильно ли республике решение столь сложных задач? Об особенностях развития международных и внешнеэкономических связей Дагестана мы попросили рассказать представителя МИД России в Махачкале Амирхана Магомеддадаева.
– Дагестан обладает колоссальным торгово-экономическим, транспортно-логистическим, научно-образовательным, туристско-рекреационным, культурно-гуманитарным, сельскохозяйственным, промышленным потенциалом для привлечения иностранных инвесторов и наращивания международных и внешнеэкономических объемов в русле единого внешнеполитического курса Российской Федерации, – отмечает Магомеддадаев. – Органы государственной власти республики всех уровней настроены на активизацию международного и внешнеэкономического сотрудничества на всех направлениях, особенно в области приграничного, межрегионального и прикаспийского сотрудничества.
Однако отсутствие подготовленных кадров в области международных отношений и ряд других факторов не позволяют в краткосрочной перспективе вывести международные и внешнеэкономические связи республики на качественно новый уровень развития.
Учитывая конкурентные преимущества республики, выработка четкой стратегии с прописанной «дорожной картой» развития внешнеэкономических и международных связей для Дагестана становится наиболее важной и актуальной задачей, которая могла бы способствовать социально-экономическому развитию, расширению и укреплению его конкурентных преимуществ.
– Что является первостепенным для выработки четкой стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Дагестана?
– Первостепенным и наиболее важным является проведение глубокого анализа международных и внешнеэкономических связей республики с привлечением высококвалифицированных, обладающих соответствующим практическим опытом специалистов федерального уровня, что сейчас и происходит. Такого рода работа является весьма важным шагом и позволит руководству объективно оценить состояние и возможности, открывающиеся для Дагестана при эффективном использовании имеющегося в самых различных областях потенциала.
В 2015 году Представительством МИД России в Махачкале совместно с Правительством РД была проведена инвентаризация договорной базы, в рамках которой осуществляются контакты Республики Дагестан с зарубежными странами, и тут, к сожалению, картина предстала не совсем благоприятной.
В частности, по результатам инвентаризации действующих соглашений Республики Дагестан и ее муниципальных образований с зарубежными партнерами было установлено, что по состоянию на март 2015 года у республики имеется 31 соглашение и меморандум с иностранными партнерами, из которых фактически рабочими могут быть признаны 17. В то же время только 2 зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ: Соглашение между Правительством Республики Дагестан и Правительством Азербайджанской Республики от 24.05.1993 года и Соглашение между Правительством Республики Дагестан и Правительством Республики Беларусь от 23.08.2002 года.
– Государственная регистрация соглашений в Минюсте РФ является обязательным условием?
– Для вступления соглашений в силу процедура их государственной регистрации в Минюсте РФ является обязательной для органов исполнительной власти России.
В старой редакции Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» вступление соглашений в силу не было связано с их государственной регистрацией, поэтому не все соглашения направлялись на государственную регистрацию в Минюст России. В настоящее время все проекты соглашений, учитывая новый порядок, установленный в Федеральном законе от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 255-ФЗ, проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а все заключенные соглашения представляются в обязательном порядке на государственную регистрацию.
– Что вы скажете о перспективах развития внешнеэкономической деятельности нашей малой родины?
– На мой взгляд, для Республики Дагестан, учитывая ее приграничный статус и географическое расположение, важно развитие интеграционных процессов с приграничными и прикаспийскими странами, обладающими ресурсным, торгово-экономическим и культурно-гуманитарным потенциалом. Особенно эта важность возрастает с подписанием главами стран «Каспийской пятерки» Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в августе 2018 года в Актау. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед республикой на пути развития приграничных связей, является усиление работы по строительству новых, а также реконструкции и модернизации уже имеющихся важнейших объектов транспортной инфраструктуры республики, в особенности Махачкалинского морского торгового порта.
– Почему акцент делается именно на портовую инфраструктуру?
– Дагестан является приграничным регионом Российской Федерации, граничащим по суше с Азербайджаном и Грузией, имеющим выходы по морю к Казахстану, Ирану и Туркменистану. По территории республики вдоль Каспийского моря проходят международные транспортные коридоры, имеющие связь с автомагистралью ТРАСЕКА и выход к государствам Персидского залива. Благодаря этому наличие современного международного морского торгового порта на пересечении основных транзитных грузоперевозок по осям транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг может превратить порт в крупнейший региональный логистический центр и позволит в перспективе создать здесь свободную экономическую зону, что благоприятно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике.
Наряду с портом, не менее важное значение как в политическом, так и в экономическом плане имеет Махачкалинский аэропорт как самый южный аэропорт России, который может стать крупнейшим пересадочным аэропортом для самолетов, направляемых в Индию и далее в Азию.
– Что вы считаете важным в развитии международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан?
– Важно искать возможные перспективные пути развития межрегиональных связей как с приграничными и прикаспийскими странами, так и с другими, потенциально представляющими для нас интерес зарубежными государствами. Необходимо трезво и критически оценивать складывающуюся ситуацию, давать принципиальную оценку как объективным, так и субъективным причинам. Недостаточно активного и неэффективного налаживания международных и внешнеэкономических связей республики.
Органам власти, чья деятельность в той или иной степени связана с контактами с международным сообществом, необходимо поручить проявлять инициативу, вырабатывать оригинальную стратегию и тактику действий, выявлять новые направления сотрудничества, новых партнеров, проводить более активную наступательную работу на международном направлении. От степени развития международного и внешнеэкономического сотрудничества, от создания условий для привлечения инвестиций зависят благополучие республики, уровень жизни населения, социально-экономическая обстановка как в самой республике, так и в стране в целом.