Дороги к развитию
Важность дорожной инфраструктуры для развития Дагестана трудно переоценить. Без качественных дорог, умело выстроенной логистики, сопутствующих объектов её обеспечения, так же, как и без создания удобств и сервиса для водителей, говорить об успешном развитии экономики и в частности туризма не приходится. Стоит отметить, что в республике в последние годы этот вопрос решается комплексно.
Речь о существенных подвижках в реализации целого ряда федеральных проектов в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг». Не заметить их трудно. Новые расширенные федеральные трассы, ввод объездных дорог призваны обеспечить не только растущий товарооборот со странами Ближнего Востока, но удовлетворить растущий спрос гостей со всей страны на туристические объекты нашей республики.
Однако это всего лишь часть комплексной работы государства по благоустройству транспортной сети нашего региона, причём она ведётся по всей республике. И что примечательно, в горных и предгорных районах также. К примеру, сейчас в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Буйнакском районе ведётся капитальный ремонт участка км 12–23 автотрассы Махачкала – Буйнакск – Леваши – В. Гуниб.
Дорога эта имеет государственное значение и обеспечивает связь горных районов и города Буйнакска с равнинами и Махачкалой. Именно во многом поэтому и было принято решение расширить проезжую часть до четырёх полос; её 4 километра уже открыты для движения в 2022 году, в текущем ведутся работы на оставшихся 7 километрах.
А вот в горном Докузпаринском районе (на снимке) до конца года благодаря нацпроекту отремонтируют 14 км автомобильной дороги Магарамкент – Ахты – Рутул (км 40–54). Она связывает четыре района: Магарамкентский, Докузпаринский, Ахтынский и Рутульский, входит в опорную сеть и является одним из капиталоемких объектов нацпроекта в нынешнем году.
Здесь проводятся работы по усилению основания полотна, ремонтируются системы водоотвода, восстанавливают обочины, завершают укладку верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Будут также установлены дорожные знаки, металлические барьерные ограждения и железобетонные сигнальные столбики. В отраслевом министерстве заявляют, что завершится ремонт и состоится ввод в эксплуатацию уже в конце июля с опережением плана-графика на 2 месяца.
Ускорение темпов модернизации транспортной инфраструктуры республики было задано ещё в 2022 году в связи с планами развития туристического комплекса. Велики не только темпы, но и объёмы сделанного. Так, в прошлом году строительством и реконструкцией введено 78,8 км автодорог и 14 мостов, отремонтировано 675,3 км дорог и 5 мостов. Нелишне сказать, что региональный проект «Мой Дагестан – мои дороги» охватил 10 городов и 41 муниципалитет, в рамках его обновлено 405 объектов.
Один из них, реконструируемый по госпрограмме Минтранса РД, – автомобильная дорога Грозный – Ботлих – Хунзах – Араканская площадка на участке км 95–110. Это одна из важнейших транспортных магистралей Дагестана межрегионального значения с выходом на соседнюю Чеченскую Республику. Она обеспечивает по кратчайшему пути вывоз сельхозпродукции на рынки соседнего региона, это также один из самых востребованных туристических маршрутов. Следует отметить, что её реконструкция велась по прямому поручению Президента РФ
В. Путина.
С опережением почти на год была завершена реконструкция и другого участка этой же дороги – км 211–217. Кроме того, состоялось открытие ключевого объекта – железнодорожного переезда на ПК 264+06 автомобильной дороги Ново-Гапцах – Ново-Филя – Тагиркент – Ялама, который даст новые возможности для реализации транзитного потенциала региона. В частности удалось увеличить пропускную способность, повысилась безопасность передвижения как пешеходов, так и автомобилей.
Капитальный ремонт автомобильной дороги республиканского значения Мамедкала – Хучни (км 16–28) позволил улучшить транспортные связи Дербентского, Табасаранского, Хивского районов и связывать с. Хучни по кратчайшему пути с низменной частью Дагестана и столицей региона. Кроме того, она имеет огромное значение для развития сельского хозяйства и улучшения культурно-экономических отношений, так как расстояние от Махачкалы до Хучни сократилось на 30 километров! Данное направление, более того, одно из самых популярных туристических в регионе.
Значительные подвижки достигнуты и в развитии непосредственно туристических маршрутов. Так, на 24 участках, подведомственных Минтрансу РД дорог, проводились работы в направлении 25 туристических объектов.
К примеру в сентябре прошлого года в Казбековском районе отремонтировали 12 км дороги Буйнакск – Кизилюрт – Новый Чиркей через поселок Дубки. Являясь одной из главных туристических артерий, она ведёт к знаменитому Сулакскому каньону и к смотровой площадке в посёлке Дубки и Чиркейской ГЭС, которые ежедневно посещают тысячи гостей.
После капитального ремонта сдан в эксплуатацию 6-километровый участок автомобильной дороги Хебда – Кахиб в Шамильском районе, что позволило облегчить доступ посетителей к старинным башенным комплексам, расположенным в сёлах Кахиб и Гоор.
Успешно реализуется также национальный проект «Безопасные качественные дороги», благодаря чему в 2022 году отремонтировано 72,5 км дорог. Только в Махачкале в этом году привели в нормативное состояние 44 улицы, завершили второй этап внедрения интеллектуальной транспортной системы.
Дагестан, зазывая гостей со всей страны, работает на перспективу. Дороги – это кровеносные артерии экономики, и, помимо хороших отзывов туристов, они реально способствуют подъёму социально-экономической жизни муниципальных образований, в том числе пока отстающих в этом горных территорий.