Купить PDF-версию
13:19 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
07:50 11.12.2009

«Экономика знаний» – экономика будущего

Ключевым моментом Послания Президента РФ парламенту страны является призывом к модернизации всех сфер жизнедеятельности страны, начиная от демографии и социального обеспечения, кончая инновационной экономикой, основанной на «экономике знаний». Задача регионов, в том числе и Республики Дагестан, состоит в определении приоритетов экономического развития и в разработке с учетом территориальных особенностей конструктивного плана действий по реализации инициатив, сформулированных в Послании.

Для Республики Дагестан одной из главнейших задач является обеспечение занятости трудоспособной части населения. Безработица является одной из причин терроризма и вялотекущей войны с незаконными вооруженными формированиями. Из истории экономического развития известно, что эта проблема решается путем формирования сферы промышленного производства, создания новых рабочих мест. Но существующие в республике предприятия в рыночной среде оказались неэффективными и неконкурентоспособными.

В Послании отмечается, что подобные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка. А кто и как может пройти эту процедуру с учетом значимости каждого предприятия, должны определять в регионах совместно и по согласованию с федеральными властями. Для субъектов Северного Кавказа проблемы модернизации сферы промышленного производства могут быть обеспечены в связи с назначением лица, лично ответственного перед Президентом РФ за положение дел в этом регионе.

В Послании также предлагается «Правительству ввести в срок до 1 января 2010 г. критерии эффективности работы федеральных органов власти по проблемам Северного Кавказа». Одним из таких критериев может быть обеспечение равномерности социально-экономического развития всех субъектов РФ и устранение существующей диспропорции в развитии экономики между субъектами, появления депрессивных субъектов и субъектов-доноров.

Предварительный анализ экономического состояния РД показывает, что создание судостроительного кластера является стратегической основой развития экономики

Устранение деформации в развитии регионов может быть достигнуто путем формирования инновационной экономики и повышения эффективности промышленного производства, т.е. необходима коренная модернизация производственных предприятий, корректировка государственной региональной политики не только с использованием рыночных механизмов, но и в результате проявления политической воли федеральными и региональными властями. Необходимо достижение начальных условий (экономических показателей) до уровня, обеспечивающего эффективную работу рыночных механизмов, включая разработку и принятие на федеральном уровне научно-технической, инновационной промышленной политики, нормативно-правовых актов, бюджетных механизмов и других специфических для каждого типа субъектов, выравнивающих инструментов и решений. Кроме того, устранение деформации экономики между регионами может быть достигнуто путем грамотной реструктуризации предприятий производственной сферы, развития малого инновационного предпринимательства и повышения эффективности управления.

В целом, анализ экономических показателей развития предприятий и сложившаяся ситуация с экономикой республики показывают, что до перехода на рыночные отношения научно-технический, технологический и инженерно-конструкторский потенциал был сконцентрирован на оборонных предприятиях машиностроительного комплекса, который сейчас используется неэффективно. Следовательно, есть огромный резерв и потенциал машиностроительной отрасли, который необходимо использовать для повышения доли наукоемкой продукции, для создания системы поддержки и реализации инновационных проектов.

В республике наиболее мощно представлены предприятия машиностроения с определенным опытом производства продукции судостроения. К ним в первую очередь относятся известные предприятия: «Дагдизель», завод им. М. Гаджиева, Кизлярский электромеханический завод, судоремонтный завод, который к настоящему времени располагает только территорией и причалами, и относительно молодое предприятие НПО «Сапфир», которое специализировалось на производстве навигационной аппаратуры. Всего в области судостроения уже сейчас могли бы работать более 15 предприятий, имеющих соответствующий опыт. Эти и другие предприятия могли бы образовать один из промышленных кластеров и выпускать законченную товарную продукцию (морские суда «пленники Каспия», лодки, скутера, катера, яхты, самоходные баржи, тримараны и т.д.).

Эти суда могут быть экономического и оборонного назначения.

Предварительный анализ экономического состояния РД показывает, что создание судостроительного кластера является предпочтительным направлением инновационного развития промышленного производства и стратегической основой развития ее экономики. Республика располагает достаточным научно-техническим, энергетическим и кадровым потенциалом, однако собственных финансовых средств и материальных ресурсов для этого недостаточно. Поэтому, считаю, инновационное развитие экономики могло бы начаться с малого предпринимательства в научно-технической сфере, с производства одного вида изделия, где используются новейшие научно-технические достижения. Здесь могли бы сыграть свою положительную роль и частные инвестиции, но решающее значение имеет управление этим вопросом со стороны республиканского органа (холдинга, министерства).

Поскольку инновационное развитие сферы промышленного производства предполагает наличие современного и перспективного производственного оборудования (станки, роботы-манипуляторы, автоматика и т.д.), а также инструментальной и контрольно-измерительной базы, необходимо обновление основных фондов промышленного производства. Осуществить это обновление без государственных инвестиций практически невозможно, поскольку частный капитал неохотно идет на такие затраты.

Однако ресурсами, в первую очередь финансовыми, необходимыми для осуществления государственного регулирования и оптимального управления в сфере производства, республика не располагает. И если в сфере АПК хотя бы функционирует система кредитования через Дагестанское отделение Россельхозбанка, то в сфере промышленного производства (машиностроение, электроника и т.д.) у республики такого рычага управления и государственного регулирования нет. Поэтому необходимо, чтобы органы управления РФ четко определили научно-техническую и промышленную политику регионов, обеспечивающих равномерную и устойчивую динамику социально-экономического развития страны.

И еще одна мысль. Обычно мы узнаем о состоянии экономики из отчетов региональных органов статистики, содержание которых поддерживает эйфорию всеобщего благополучия, притупляет внимание к проблемам промышленного производства, инноваций, экологии и т.д., а это на руку бюрократическому чиновничеству. При этом местные органы государственной статистики на вопрос о неадекватности экономических и социальных показателей реальному состоянию дел в сфере производства ссылаются на разные методики обработки статистической информации, утвержденные Федеральным центром. В связи с этим необходимо, с одной стороны, повысить роль экспертных оценок экономических, экологических, социальных и других показателей, а с другой — усилить и расширить работу в этих вопросах контрольных органов (счетные палаты, контрольно-ревизионные учреждения и т.д.) в регионах и на федеральном уровне.

Без подобного рода работы, без знания истинного положения дел в экономике региона трудно, а порой практически невозможно осуществлять государственное регулирование и стремиться к оптимальному управлению процессами социально-экономического развития регионов.

Актуальность повышения роли Федерального центра принципиально определяется современным этапом развития экономики России, когда в условиях глобального экономического кризиса выявились пороки приватизации, структурной перестройки, когда мы получили неэффективных собственников, когда качество жизни населения упало до уровня, вызывающего социальную напряженность. Изложенное относится к ситуации, сложившейся во многих регионах страны.

В нашей стране уже сложилась устойчивая вертикаль власти, которая может употребить власть и избавиться в экономике от неэффективных собственников. По опыту стран со структурой «классического капитализма» одной из форм такого избавления должна быть национализация неэффективных предприятий во избежание нового витка передела собственности. Без решения изложенных выше вопросов трудно сформулировать и реализовать функции государственного регулирования и управления в регионах и в стране в целом.

 

Статьи из «Экономика»

Рынок сбыта расширяется

36
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

3
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

53
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

221
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...

Из жизни дагестанской лозы

132
В последние годы отрасль виноградарства Дагестана заметно оживилась. Растущая год от года...