Инвестиционная привлекательность: какие меры актуальны для Дагестана?
Финансовая поддержка государства
В этом направлении в республике также серьезные проблемы. Из 3 показателей фактора «Качество и доступность финансовой поддержки государства» по двум Дагестан серьезно отстает от лучших регионов страны. Показатель «Доля региональных налоговых льгот, предоставленных региональных субсидий и финансирования проектов из регионального инвестиционного фонда, или Корпорации развития от налоговых доходов региона» в Дагестане составляет 12,7%, что почти в 6 раз ниже, чем в лучших регионах страны (70,7%). По второму показателю – «Оценка мер государственной финансовой поддержки» – дагестанские предприниматели оценили ситуацию неудовлетворительно (в 1,7 балла), тогда как по стране – 3,16 балла (в 2,5 раза выше). Лишь по показателю «Доля государственных гарантий и региональной гарантийной организации от налоговых доходов региона» получены сопоставимые данные. Отсюда вывод: последний показатель не играет особой роли, если мы анализируем качество и доступность финансовой поддержки государства.
Правда, мне непонятно, почему при определении качества и доступности государственной финподдержки не учитывается такой показатель, как «доступность и качество финансовых инструментов государственных (или полугосударственных) банков». Региональная банковская система под предлогом «борьбы с терроризмом и отмыванием «грязных» денег» почти ликвидирована (впрочем, как и по стране в целом), а республиканские отделения крупных госбанков работают в таком режиме, что наши предприниматели лишний раз не желают с ними связываться.
Как-то автору жаловался предприниматель, попавший в сложную ситуацию, что в Службе судебных приставов РД скопилась целая «гора» дел о банкротстве малых (производственных) предприятий, включая и КФХ, которые ждут своего разрешения; то есть отъема последнего, что осталось у них: активов в виде зданий, оборудования, скота и другого. А в эту ситуацию его загнал Госбанк, при том, что он надеялся на поддержку государства, которая ему была положена согласно закону и подзаконным актам.
Другие предприниматели, сравнивая ситуацию с кредитами и субсидированием государством процентов по ним в РД со Ставропольским краем или Калмыкией, отмечают большую разницу, и не в нашу пользу. Там с кредитами история такова, что «бери – не хочу», у нас далеко не так. И это серьезно осложняет жизнь нашим предпринимателям, для которых, включая и членов их семей, предпринимательство – не просто бизнес, а образ жизни. Они, как правило, выходят из ситуации, привлекая средства родственников и друзей.
В этой связи не могу согласиться с данными по уровню развития малого предпринимательства в Дагестане, оцениваемого по двум показателям: «Доля субъектов малого предпринимательства (МП) на 1000 человек» и «Доля численности занятых в субъектах МП к общей численности занятого населения». В Национальном рейтинге субъектов РФ по этим показателям мы также среди отстающих. Но такая оценка неадекватна реальной ситуации.
Во-первых, Дагестан попал в число отстающих по этим показателям из-за чрезмерного уровня «теневой» экономики (многие ИП и ООО работают без всякой регистрации, если и есть регистрация – то показывают малое число работников и объемы производства, чтобы уйти от налогов и социальных взносов).
Во-вторых, многие самозанятые работают без патентов и лицензий.
В-третьих, у нас самый низкий уровень урбанизации в РФ (доля городского населения – 40%), а в селах – большой процент ЛПХ, немалое число которых производит товарную продукцию и функционирует как КФХ, только без регистрации.
В-четвертых, особенность демографической структуры Дагестана – много детей, подростков и безработной молодежи.
В-пятых, социологические опросы, проведенные еще в середине 2000-х, показали более высокую долю ориентированных на «свое дело» (на предпринимательство) в регионах Северного Кавказа (включая и Дагестан), нежели в большинстве регионов РФ.
Что делать, чтобы выправить ситуацию в плане повышения качества и доступности финансовой господдержки в республике? В проекте Плана мероприятий Правительства Дагестана перечислен ряд мер, но считаю их недостаточными. Нужны прорывные решения. В порядке обсуждения можно предложить следующие меры:
1) Разработать ряд крупных, системообразующих (кластерного типа) проектов для включения в федеральную программу проектного финансирования. Как заявил министр экономики РФ Максим Орешкин на последнем Петербургском экономическом форуме), объем средств и сделок, над которыми будет вестись работа в рамках проектного финансирования, в 2018 году превысит 1 трлн рублей (!). Это новое слово в экономической политике Центра, когда государство не ждет внешнего инвестора, а само инициирует инвестиции (за счет в основном денежной эмиссии). Это «старо» – новый метод, который успешно используют многие страны, начиная с КНР, Малайзии и других, а в прошлом использовали в Союзе ССР. Сам бог велел Дагестану включиться в механизм проектного финансирования, поскольку речь идет не о сиюминутных и тактических проектах, а о долгосрочных, с большим экономическим и социальным эффектом. И в рамках такого подхода широко можно развить не только государственно-частное, но и муниципально-частное партнерство, а также «выращивать» предпринимательский слой.
2) Переформатировать Корпорацию развития РД, нацелив её на интенсивное развитие малого предпринимательства, акселерацию предпринимательского слоя, с опорой на методы проектного финансирования и развитие муниципально-частного партнерства.
3) Проанализировать деятельность республиканских отделений государственных (и полугосударственных) банков в РД на предмет выделения инвестиционных кредитов и кредитов на развитие экономики (в основном производство товаров и инновационное предпринимательство); разработать на основе полученных результатов программу мер по совершенствованию деятельности этих банковских структур в контексте улучшения инвестиционного климата и развития муниципально-частного партнерства; руководству РД выступить с соответствующими инициативами перед руководителями государственных (и полугосударственных) банков на федеральном уровне.
4) Изучить зарубежный и отечественный опыт, где успешно действуют кредитные кооперативы (в частности, опыт Волгоградской области). Тем более что действует и соответствующий Федеральный закон №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (от 7 августа 2001 года). Понимаю, что в Дагестане будет сложно внедрить «один к одному» этот механизм, но по крайней мере что-то полезное для себя мы можем усвоить в этом плане.
Каждой отрасли – своя модель делового климата
Думаю, что нужны по каждому направлению, включая и банковскую систему, по каждой отрасли и подотрасли своеобразные многосторонние общественные договоры. Сторонами этих договоров должны выступать Правительство РД, контрольно-надзорные органы, муниципальные органы власти, предприниматели и НКО, представляющие их интересы. Особый (общественный) договор нужно заключать с банками, хотя над этим предложением, я уверен, некоторые и посмеются. Но, зная некоторых наших банкиров, которым небезразлична их репутация в республике, а также авторитет врио Главы РД Владимира Васильева на федеральном уровне, можно и нужно сделать попытку в этом направлении и выйти на Центр и топ-менеджмент крупных госбанков для решения наших проблем.
Согласно этим общественным соглашениям государство должно взять на себя обязательства «не мешать» и «помогать реально, включая и финансово», а предприниматели в лице НКО, которые их представляют, берут на себя другие обязательства, в том числе и по налогам и неналоговым отчислениям, не говоря уже об обязательствах перед банками. Такого рода договоры надо заключать на 3-5 лет. Может быть разработан типовой договор, но в каждом отдельном случае с отраслью или подотраслью он приобретает свой «неповторимый» и ясный образ для всех участников договора.
Такой подход позволит постепенно нейтрализовать проблемы административного давления и «теневой» экономики, улучшить деловой и инвестиционный климат у нас. В любом случае и для бизнеса с НКО, и для разных органов власти должно быть очевидно: чтобы поменять ситуацию в республике, надо поменяться самим. Наступило время «мягкой» революции в ценностях и социальных установках. И чем быстрее мы поймем масштаб проблем и задач, тем лучше.
Вместо заключения
Автор далек от того, чтобы считать, что по всем этим предложенным мерам все пойдет «без сучка и задоринки». Они, как мы полагаем, серьезно дополняют меры, изложенные в проекте Плана мероприятий Правительства республики, направленных на улучшение инвестиционного и делового климата.
Мы обошли вниманием другие факторы, не включенные в стандартный набор из 44 показателей, по которым определяют инвестиционную привлекательность и деловой климат в регионах страны. В частности, информационный фон, который создают центральные ТВ-каналы и пресса вокруг того или иного региона. Любой местный эксперт скажет вам, как разительно отличается в этом плане ситуация в Дагестане (и о дагестанцах) от ситуации в целом ряде регионов страны. «Да у вас там стреляют» или еще что-нибудь в этом роде, и на этом ложном стереотипе заканчиваются все разговоры об инвестициях в Дагестан. Надо «благодарить» целый ряд центральных каналов за такую пристрастность. Хотя автор согласен, мы далеко «не подарок», но строить на этом свою политику и накачивать свои рейтинги мы не должны позволять никому.
К тому же фактор новой политики и нового руководителя в республике может сыграть положительную роль в этом плане. Во всяком случае через «Старую площадь» можно донести нашу озабоченность этой ситуацией до высоких инстанций. Тем более что Дагестан чрезвычайно важный в геостратегическом и геоэкономическом плане субъект Федерации.
Другой фактор (коррупция), которому у нас объявлена война, вроде бы постепенно нейтрализуется. И это тоже положительно должно повлиять на инвестиционный и деловой климат, а также на экономическую безопасность в республике. В общем, осторожный оптимизм нам не помешает. Но, учитывая консерватизм стереотипов и сознания человека и общества, не следует ждать скорых результатов. Надо просто набраться терпения.