X
08:10 30.09.2020

Ковидное эхо еще аукнется

В случае с последствиями пандемии коронавируса поговорка «Всё к лучшему» работает в одном случае: стало весьма очевидно, что область здравоохранения нуждается в куда более грандиозной реформации, чем это казалось до вируса. В остальном искать позитив в пройденных уроках как-то сложно. Ни одна сфера человеческой деятельности не прибавила в успешности, тогда как потери от «короны» еще долго будут аукаться громогласным эхом довольно тяжелых экономических последствий.

В январе, до начала эпидемии коронавируса в России, Минэкономразвития России прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 – на 3,1%. Уже в мае этого года МЭР составило новый прогноз, согласно которому экономика страны по итогам 2020 года упадет на 5%, а самым провальным станет второй квартал, по его итогам спад составит 9,5% в годовом выражении. Тогда же глава ведомства Решетников спрогнозировал «долгий путь в гору», который предстоит преодолеть выжившим отраслям, как, собственно, и людям. В принципе ничего нового: сложности, трудности, препятствия.

Из-за ограничительных мер и социального дистанцирования люди значительно сократили траты на отдельные товары и услуги. Транспорт, туризм, общественное питание, занятия спортом были невостребованы в той степени, в какой были популярны ранее. И влияние пандемии на потребительское поведение, скорее всего, будет продолжительным. Даже после снятия ограничительных мер большинство пессимистично настроено относительно будущего. В условиях сократившихся доходов люди склонны тратить средства в основном на предметы первой необходимости, экономя на остальном.

В постковидном Дагестане история с инфляцией не то что бы печальная, но ускорилась совсем не в том направлении, в каком хотелось бы. В августе годовая инфляция увеличилась до 4,9% (в июле показатель составлял 4,5%). Наибольшее влияние на увеличение оказали сократившееся количество предложений на некоторые виды плодоовощной продукции и увеличение спроса на отдельных непродовольственных рынках. Инфляция в регионе по-прежнему была выше, чем по Северо-Кавказскому федеральному округу (4,0%) и по стране в целом (3,6%).

Как сообщили «ДП» в Отделении-НБ Республики Дагестан, продовольственная инфляция в годовом выражении в августе составила 5,4%, увеличившись на 0,5 п.п. по сравнению с июлем. Сокращение урожая цитрусовых в странах-поставщиках из-за неблагоприятных погодных условий на фоне ослабления рубля привели к ускоренному росту цен на апельсины. Заметный вклад при этом продолжает вносить динамика цен на плодоовощную продукцию и мясопродукты. Так, в августе повысились цены на мясопродукты в условиях продолжающегося экспорта баранины в Иран, увеличения издержек производителей в результате роста стоимости кормов.

Кроме того, отмечается ускорение в годовом выражении роста цен на свежие помидоры и огурцы. Основная причина – увеличение вывоза продукции крупными тепличными хозяйствами в центральные регионы России при стабильном внутреннем спросе. Постепенное насыщение рынка новым урожаем капусты и яблок оказывает сдерживающее влияние на рост продовольственной инфляции.

Годовая инфляция на непродовольственные товары в августе увеличилась до 5,3% после 4,6% в июле. В августе в связи с восстановлением отложенного потребительского спроса отмечалось ускорение роста цен на товары с высокой импортной составляющей: новые автомобили иностранной марки, средства связи, инструменты, оборудование, бытовые электроприборы. Высокие темпы роста цен на золото привели к подорожанию ювелирных изделий.

В сегменте услуг годовые темпы прироста цен и тарифов снизились до 2,3% в августе с 2,6% в июле. Гибкая система ценообразования авиакомпаний обусловила замедление роста цен на услуги пассажирского транспорта. Это связано со сдержанным спросом на фоне сохранения в регионе отдельных видов ограничений с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции.

«Годовая инфляция в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в августе возросла до 4% с 3,8% в июле, превышая общероссийский уровень (3,6%). К ускорению инфляции привел более низкий, чем в прошлом году, урожай по ряду овощей и фруктов, а также перенесенная с июля индексация тарифов на газ.

В августе годовая инфляция в России в целом составила 3,6% (+0,2 п.п. к июлю). Проинфляционное влияние отложенного спроса после смягчения ограничительных мер усиливают факторы предложения, а также перенос в цены ослабления рубля с начала 2020 года. Различия в этапах снятия ограничений сказывались на сохранении высокой неоднородности в изменении цен на отдельные товары и услуги, а также в разрезе регионов. По прогнозу Банка России, в 2020 году цены вырастут на 3,7-4,2%», – подытожили в Отделении-НБ Республики Дагестан.

Мучительный процесс восстановления экономики, вечно поднимающейся в гору, оптимизма не прибавляет. Сложно себе представить, что «корона» обладает разумом, строящим коварные планы против человечества. Не станем утверждать, есть ли у нее «родители» в Китае, Штатах, России, нагревшие и нагревающие руки на ее распространении по миру, основываясь лишь на домыслах, – не наше правило. Очевидно другое: болезнь создала собственные термины – «Covid-индекс», «Covid-инфляция», «Covid-корзина», которые успешно применяют в реальности, существенно корректируя вес товаров, услуг и цен на них. Будущее наступило как-то неожиданно. Искусственный интеллект ждали, даже были готовы к его агрессивному пришествию. Но чтобы в такой форме…

В этой связи немаловажно и другое. Все больше экспертов склонны думать, что отныне мир станет значительно более «онлайновым»: привыкнув работать из дома, делать покупки на диване, заключать сделки и организовывать переговоры в Интернете, люди станут делать это все чаще. Ставка делается на время великих поглощений: онлайн-сервисы, значительно упрочившие свои позиции за время ограничительных мер, будут «поедать» те офлайны, которые еще
на плаву. Как бы все хорошо, удобно, бесконтактно, что более актуально.

Но куда бы деться от вездесущего «но»?! Жизнь онлайн хороша, но если в обычных условиях ритейлеры в большинстве случаев поддерживают одинаковый уровень цен в своих интернет-магазинах, то во время пандемии резко возросло использование онлайн-платформ, где большинство розничных продавцов выставляют более высокие цены, чем в офлайне. Вести учет инфляции в таких условиях будет довольно проблематично. Сдерживать ее ускорение – тем более.

Статьи из «Экономика»

Инвестиционная динамика животноводства

13
Последние два десятилетия Дагестан обозначил себя...

Полвека в профессии

87
На одной стене кабинета висит картина величественного аула Чоха с террасно взбирающимися по...

Таможня на страже границ

10
Примечательно, что реплика: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно» из фильма «Белое солнце...

Кадры: с учётом новой реальности

10
В ушедшем уже году в своём Послании Федеральному...

Аквакультура на оптимизме

34
Дагестан располагает достаточно весомым водным фондом внутренних водоемов с...

Вода будет!

3
Есть вода! Так был озаглавлен материал, опубликованный в предыдущем номере «Дагестанской...

Инвестиции в будущее страны

6
Несмотря на стремительный рост индивидуальных автомобилей, потребность в общественном...

Запрет на долги

55
С января по ноябрь 2024 года кибермошенники обманным путём завладели около 158 миллиардами...

Строятся заводы и хранилища

42
Производить разнообразную животноводческую и растениеводческую продукцию дагестанцы...

Жилинспекция проверит

7
Вопросы надлежащего содержания жилых домов, квартир, правильность и обоснованность...

Составляющие успеха

132
В эти зимние дни дагестанские аграрии активно ведут полевые работы, занимаются ремонтом...

Энергопереход: в стадии активной реализации

28
Переход от ископаемых видов топлива к...