Не колосится пшеница на пустыре
Республиканская отрасль растениеводства требует все больше профессионалов, потому и вопрос обеспеченности современной инфраструктурой села стоит остро и недвусмысленно: будет современный быт – будет и привязанность к селу.
В рамках Федеральной целевой программы по устойчивому развитию сельских территорий строится жилье, в том числе для молодых специалистов, ведется прокладка газовых сетей и водопроводов, открываются спортивные сооружения и школы, фельдшерско-акушерские пункты, реконструируются дороги к сельским населенным пунктам и объектам производства и переработки сельхозпродукции… Только вот на чье благо работает программа, если избитая тема неиспользования земель сельхозназначения никак не перестает быть актуальной?
Еще в 2002 году Международный союз почвенных наук принял резолюцию, предложившую отмечать 5 декабря Всемирный день почв в качестве напоминания о важности почвенных ресурсов и той роли, которую они играют в сохранении экосистем и обеспечении роста благосостояния человека. Только вот далеко не все фермеры об этом помнят.
Сегодня республика пользуется всеми возможными рычагами для вовлечения неоправданно пустующих земель в работу, чтобы люди эффективно работали на них
А ведь для того, чтобы агрокомплекс республики функционировал как четко отлаженная система, необходим механизм, с помощью которого земельные ресурсы категории сельхозназначения были бы распределены между настоящими хозяйственниками. Мы говорим о людях, в чьи интересы входит плодотворная работа на земле для повышения ее эффективности, бережное и уважительное отношении к ней.
Однако неразумная подмена значимости земли как источника дохода фермеров иными ценностями с претензией на градостроительные – реальность. А в ряде случаев и вовсе тысячи и тысячи гектаров сельхозплощадей по-прежнему пустуют. Абсурдная донельзя ситуация, грозящая экономическими аномалиями, когда прекрасные плодородные земли используются либо под постройку жилых строений, либо почти сплошь покрыты свалками и пустырями.
Красноречиво подтверждает низкую эффективность использования сельхозземель по назначению небольшая доля земельных платежей в доходах бюджета. Подобное положение – дурное наследие сложившейся в советское время системы земельных отношений и методов регулирования землепользования, не позволяющих обеспечивать эффективность земельных ресурсов.
Сегодня республика пользуется всеми возможными рычагами для вовлечения неоправданно пустующих земель в работу. Много споров о введении частной собственности на землю. Сторонники передачи земли в частные руки утверждают, что лишь таким путем можно добиться эффективности ее использования. Есть у подобной рыночной позиции и ярые противники, уверенные, что следствием такой реформы станет нарушение баланса интересов между частными владельцами и обществом и нам придется вновь столкнуться с таким забытым и далеко небезобидным явлением, как «спор на меже».
При отрицании возможности перевода земель в частную собственность забывается, что людьми, не использующими землю вовсе либо использующими ее не по назначению, наносится огромный ущерб не только экономике республики, но и природной среде. Свалки пожирают экологию, а «собаки на сене» лишают трудолюбивого фермера клочка плодородной земли, то есть заработка.
Карательные меры, принимаемые в отношении нерадивых земледельцев, существуют, но они не особо действенные. Неиспользование земельного участка сельхозназначения влечет наложение административного штрафа. Определенный простор деятельности в этом имеет Управление Россельхознадзора по Дагестану. В его задачи входит и наблюдение за качеством сельскохозяйственной продукции.
Начальник отдела государственного земельного надзора ведомства Магомедмурад Карачаев поясняет, что за выявленные нарушения, связанные с неиспользованием по назначению сельхозземель, с начала 2017 года проведено 349 мероприятий, составлено 184 протокола по различным статьям КоАП РФ. Общая сумма штрафов составила 1 млн 618 тыс. рублей.
– Несмотря на обширность земельных ресурсов Дагестана, ресурсы для сельскохозяйственного производства ограничены, – подчеркивает Карачаев. – Всего в республике 500 тысяч гектаров пашен – самой ценной категории сельскохозяйственных угодий. По различным сведениям, неиспользуемая площадь их составляет 15-20%.
Совсем недавно госинспекторы ведомства участвовали в выездной проверке целевого использования земель СПК им. Кади Абакарова Цумадинского района, расположенных в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства. По результатам обследования установили, что за кооперативом закреплен участок общей площадью 515 га, из которых 70 га – пашни. Что получается: пахотные земли должны ежегодно обрабатываться и использоваться под посев сельскохозяйственных культур, однако агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэррозионные мероприятия на участке не проводятся.
Пахотные земли пустуют и простаивают более 10 лет, что снижает продуктивность почвы. И, к большому сожалению, подобные случаи не единичны.
Как рассказали «ДП» в Управлении Россельхознадзора по Дагестану, информация о выявленных нарушениях направлена в Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики, в Махачкалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. В последующем для принятия решения об изъятии земель сельскохозяйственного назначения соответствующая информация будет направлена в Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Дагестана.
Суровое решение, но применительно к нерасторопным «хозяйственникам» – весьма оправданное. Это в том случае, если будет принято, конечно. Такие участки земли не могут приносить доход. В этом случае говорить о развитии инвестиционной активности в АПК чрезвычайно сложно. Сложно, но нужно. Ведь дагестанская земля богата сельскохозяйственными угодьями. Высокая естественная продуктивность почв была и остается одной из основных привилегий нашей природы, в результате чего сектор традиционно занимает одно из ведущих мест в экономике Дагестана.