Несогласованность или разгильдяйство?
11:57 27.11.15
2
Рубрика: Экономика
Большие позитивные сдвиги в общественном транспорте Махачкалы, которые произошли по решению Главы республики Рамазана Абдулатипова с приобретением новых комфортабельных и экологически чистых автобусов, по-прежнему омрачают недочеты в обслуживании населения. Горожане так же жалуются на загруженность автобусов, нарушения графика их движения и отсутствие адекватной системы оплаты проезда.
Поговорить о планах решения этих вопросов с начальником республиканского ПАТП-2 Шамилем Дибирчуевым в этот раз нам не удалось. Руководитель предприятия, на балансе которого находятся сегодня 68 новых автобусов, на связь не вышел, поэтому и увидеть наглядную картину того, как работает предприятие, не получилось. Накопившиеся вопросы пришлось адресовать заместителю главы администрации Махачкалы Абусупьяну Гасанову.
— Общественный транспорт Махачкалы сегодня состоит из троллейбусного парка, автобусов большой вместимости и маршрутных такси. Автобусы приобретены в количестве 68 единиц благодаря поддержке Главы республики Рамазана Абдулатипова и находятся на балансе одного из предприятий республиканского Агентства по транспорту – махачкалинского ПАТП-2. Также в городе на балансе троллейбусного управления работают 43 троллейбуса, из них 21 троллейбус уже отслужил полный срок амортизации. Работу же маршрутных такси организует МУП «Горавтотранс» с привлечением частного транспорта, — пояснил вице-мэр Махачкалы.
— При обсуждении работы транспортных средств всегда возникает вопрос их рентабельности. Горожане сегодня с большим удовольствием пользуются новыми автобусами, однако насколько они безубыточны и каким образом налажена финансовая дисциплина в их работе?
— На сегодняшний день автобусные перевозки в городе безубыточны, однако следует понимать, что по мере износа автобусов будут возрастать и финансовые нагрузки на предприятие, связанные с их износом и амортизацией. До февраля 2016 года автобусы находятся на гарантии, что минимизирует расходы на их обслуживание, однако дальше затраты полностью лягут на ПАТП-2, хотя даже сегодня у предприятия нет финансовых возможностей для дальнейшего развития, — говорит Абусупьян Гасанов.
Вопрос растущих расходов предприятия в прошлую пятницу вылился в конфликт с водителями, которые отказывались выйти на работу в связи с тем, что им был поднят план – увеличена сумма, которую они должны ежедневно сдавать. Ранее план был установлен на уровне 4,5 тысячи рублей в день, однако руководство предприятия недавно приняло решение поднять его до 5,5 тысячи, что вызвало у водителей бурное недовольство.
С учетом того, что полный автобус, рассчитанный на 100 человек, перевозя пассажиров за 10 рублей, способен окупить данный план всего за три рейса в обе стороны, такой план не выглядит особо завышенным, однако подсчитать доходность автобусов сегодня невозможно.
Говоря о финансовой дисциплине, надо также понимать, что закон предъявляет безусловное требование обеспечивать пассажиров билетами. Кроме финансовой составляющей, это связано и с обеспечением безопасности пассажиров и багажа. Но билетов в автобусах как не было, так и нет до сих пор.
Уже долгое время обсуждаются планы внедрения в автобусах электронных билетов. Предполагается, что будут установлены турникеты, и оплачивать проезд пассажиры смогут на входе в автобус, прикладывая электронный билет к валидатору. Эта система позволит предложить горожанам покупку проездных и гибкую систему скидок, которая уже применяется в других городах, однако сроки решения вопроса неизменно растягиваются.
По словам Абусупьяна Гасанова, руководство ПАТП-2 заявило о том, что после поднятия плана предприятие сумеет приступить к реализации программы оснащения автобусов системой электронных билетов за счет собственных средств уже до конца декабря. К этому их обязывает и поручение Правительства республики. Однако будет ли выполнено обещание, пока под вопросом. Остается рассчитывать, что свою работу начнут эффективно выполнять контрольно-надзорные органы, ведь по закону предусмотрены штрафные санкции за провоз пассажиров без билетов.
Волнующим всех горожан вопросом остается график движения автобусов. На маршруте Махачкала – Каспийск по-прежнему отмечается переполненность автобусов, которые, по отзывам населения, стали курсировать реже, чем в первое время. Население связывает эту ситуацию с желанием предприятия максимально повысить свою доходность путем увеличения загруженности автобусов. Проверить это не удалось, но и не доверять отзывам населения нет оснований.
Не решен до сих пор и вопрос организации бесплатного проезда льготных групп населения. Непонятно и то, как льготник должен подтверждать в автобусе свое право на бесплатный проезд. По словам Абусупьяна Гасанова, постановлением главы города льготный проезд установлен в городских автобусах лишь для ветеранов ВОВ, инвалидов 1-й степени по зрению и детей дошкольного возраста.
Остальные категории социально защищённых граждан, по словам чиновника, обязаны оплачивать проезд в полном объеме в связи с проведенной в стране монетизацией льгот, в результате которой им производятся ежемесячные денежные выплаты, которые в том числе предусмотрены на компенсацию проезда в транспорте. Однако и здесь не все так уж понятно, ведь по закону человек имеет право отказаться от выплаты ему ЕДВ, предпочтя получать льготы в натуральном виде. И как быть в этом случае?
Говоря о графике движения, нужно отметить, что в августе были дополнительно закуплены еще 20 автобусов, которые, как оказывается, до сих пор числятся на балансе Минстроя республики, и правительством пока только рассматривается вопрос о передаче их на баланс или одного из республиканских автотранспортных предприятий, или на баланс города. Как уже было сказано, у города сегодня нет своего автотранспортного предприятия, и принять эти автобусы на баланс практически невозможно. Да и, собственно, для чего нужно «распылять» автобусы по разным организациям, ведь это снижает и без того низкую эффективность управления.
По словам Абусупьяна Гасанова, представители мэрии уже обращались к руководству Агентства по транспорту с предложением пустить эти автобусы еще по двум разработанным ими внутригородским маршрутам. Первый маршрут предположительно должен пройти от Южного поста ГИБДД на проспекте Амет-Хана Султана до памятника Петру I на проспекте им. Расула Гамзатова с разворотом обратно. Второй маршрут должен соединить с Северной автостанцией поселок Красноармейск по шоссе Аэропорта с выходом в центр города до Второго рынка.
Начинание это, безусловно, хорошее, но определённости со сроками тоже пока нет, а ведь уже прошло больше трех месяцев как автобусы прибыли в республику. Нерешенность подобных исключительно технических вопросов вызывает недоумение. Соглашаясь с отсылками чиновников на отсутствие финансирования, нельзя не признать и факта банальной несогласованности в работе профильных структур. Неясность того, кто ответствен за организацию автобусных перевозок: администрация Махачкалы или республиканское ПАТП-2, продолжает негативно сказываться на развитии общественного транспорта города.
2
11:57 27.11.15
Статьи из рубрики «Экономика»
-
Дагестанская экономика, вопреки турбулентности и трудностям торговых ограничений, демонстрирует не только...
44
1 день назад
-
ЖКХ
Сани требуют капитального ремонта →
Готовь сани летом. К этой непреложной истине в последние годы в республике стали относиться куда вдумчивее....
22
2 дня назад
-
АПК
Подспорье для торговой системы →
В последние годы аграрный сектор демонстрирует достойную динамику развития, обеспечен рост основных...
16
2 дня назад
-
АПК
«Я вижу героев колхозных полей», – писал поэт Василий Лебедев-Кумач о тружениках села. А поэт Сергей Викулов...
24
3 дня назад
-
Промышленный сектор
От усилителя руля до легкого самолёта →
Промышленность – одна из ведущих отраслей экономики Дагестана, которая обладает высоким потенциалом роста....
23
8:10 22.09.23
-
В Дагестане продолжается реализация программы социальной газификации. Одни из активных ее участников –...
12
8:08 22.09.23