Нужна новая инфраструктурная политика
В условиях радикальных экономических преобразований, усиления интеграционных процессов и транзитных перевозок продукции возрастает роль инфраструктурного обеспечения отраслей аграрной экономики. Важность ее развития особо подчеркнул в своем Послании Народному Собранию Дагестана Глава республики Владимир Васильев, отметив, что агропромышленный комплекс является ключевой отраслью экономики региона, определяющей уклад жизни и уровень благосостояния более миллиона человек, проживающих в селах.
Проведенное исследование показало, что в тех районах сельской местности, которые неудовлетворительно обеспечены автодорогами, доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. При этом скорость движения подвижного состава по грунтовым дорогам падает в 2-3 раза, а расход топлива и износ шин увеличивается в 1,5-2 раза, себестоимость транспортной продукции возрастает в 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке зерна по бездорожью потери его составляют более 2,5–3%, растут простои, аварийность, затраты на топливо.
Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность аграрного сектора региона почти парализована из-за тяжелого финансового состояния предприятий и организаций производственной инфраструктуры, недостаточной их поддержки со стороны государства, ряда других неблагоприятных процессов. Результатом этого стали снижение объемов строительства, физическое и моральное старение основных производственных фондов, социальной и производственной инфраструктуры.
Такие процессы, к сожалению, характерны для АПК не только Дагестана, но и большинства субъектов России. В этой связи назрела необходимость проведения новой инфраструктурной политики, предусматривающей создание соответствующей материально-технической базы отрасли, выделение прямых капиталовложений.
В условиях радикальных преобразований экономики повышение эффективности аграрного комплекса возможно только при условии развитой производственной инфраструктуры. Для этого целесообразно создать государственную информатизационную систему связи на рынке сельхозсырья и продовольствия, организовать широкую сеть информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей региона, образовать сеть транспортных объектов для закупки продукции у хозяйств, населения и оказывать им устойчивые инфраструктурные услуги.
Стабилизация и подъем агропромышленного производства напрямую зависят от его насыщения современной инфраструктурной техникой, обновления материально-технической базы, взаимодействия с конверсионными объектами и другими отраслями экономики.
Проблемой является и отсутствие современных логистических центров хранения произведенной продукции. Основой производственной инфраструктурной политики в аграрном секторе, на наш взгляд, должны стать создаваемые на федеральном и региональном уровнях системы прогрессивных технологий и подвижного состава для сельскохозяйственного производства, позволяющие сельским товаропроизводителям получать более дешевую конкурентоспособную продукцию. Чтобы улучшить экономические условия реализации продукции предприятий сельхозкооперации, необходимо совершенствовать лизинговые отношения. Они должны строиться на основе создания сети лизинговых компаний, удешевления услуг для товаропроизводителей, организации поставок инфраструктурной техники и оборудования в соответствии с реальными потребностями.
Отметим, развитие всех видов производственной инфраструктуры в условиях модернизации – это не только экономическая задача, но и задача обеспечения единства Северо-Кавказского федерального округа. Учитывая важное значение в сфере функционирования отраслей инфраструктуры, широкомасштабной целью её развития является формирование интегрированной инфраструктурной системы АПК регионов страны, которая обеспечивала бы потребности общества качественной и конкурентоспособной продукцией.
В ближайшие годы намечается увеличить производство продукции аграрного сектора экономики. Для этого необходимо разработать и реализовать экономические методы инфраструктурного перевооружения предприятий аграрного комплекса, укрепления материально-технической оснащенности сельского хозяйства.
От работы инфраструктуры – одного из важнейших звеньев в цепи производства и реализации продукции сельского хозяйства – в значительной мере зависит сохранность и качество сельхозпродукции. Резервы повышения эффективности работы агропромышленного комплекса путем совершенствования инфраструктурного обеспечения велики. Перевозка продукции сельского хозяйства имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации работы подвижного состава. Важно, чтобы средства федерального и республиканского бюджетов, выделяемые на государственную поддержку агропромышленного комплекса, использовались как на финансирование мероприятий по повышению инфраструктурного обслуживания, научных исследований, направленных на стабилизацию социально-экономических процессов АПК, так и на оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение), содействие становлению и развитию реформированных объектов производственной инфраструктуры.
Для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу производственной инфраструктуры, имеет смысл развивать сеть машинно-технических станций и инфраструктурного оборудования различных форм собственности. Анализ позволил выявить особенности функционирования производственной инфраструктуры, охарактеризовать роль и значение ее в условиях рыночного регулирования экономики. Что можно предложить для оздоровления экономики производственной инфраструктуры и повышения эффективности сельскохозяйственного производства?
Прежде всего разработать программу инфраструктурного обеспечения агропромышленного комплекса в условиях рыночного регулирования экономики Дагестана, Северо-Кавказского федерального округа и РФ в целом, включая меры по финансовому обеспечению их реализации. Важно организовать для сельхозпроизводителей инфраструктурные лизинговые услуги, поставку им инфраструктурной техники и оборудования в соответствии с потребностями. Следует обеспечить развитие инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян в регионе (решить проблему создания сельской инфраструктуры). Предлагается ввести льготные железнодорожные тарифы на сезонные перевозки продукции агропромышленного комплекса, создать новую систему управления производственной инфраструктуры в АПК с учетом государственной поддержки развития её составляющих.
Взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование производственной инфраструктуры в развитии экономики аграрного сектора.