Публичность – это не про нас
Подведены итоги оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Дагестана в 2021 году. Напомню, Правительством РД ежегодно проводится оценка работы органов местного самоуправления, по результатам которой выстраивается рейтинг эффективности деятельности муниципальных образований.
Вот как прокомментировал итоги врио министра экономики и территориального развития РД Адильхан Ахмедов: «Для обеспечения равных условий оценки муниципалитеты разделены на 5 зон. Это 10 городских округов, 12 районов высокогорной зоны, 11 районов горной зоны, 8 районов предгорной зоны и 11 районов равнинной зоны. Основные показатели, по которым оценивалась эффективность их деятельности, характеризуют развитие экономики, социальную сферу, состояние автомобильных дорог, транспортного обслуживания населения и уровень удовлетворённости населения деятельностью органов местного самоуправления».
В итоге лучшими в своих группах по итогам работы в 2021 году стали: города – Дербент (1-е место), Каспийск (2-е место), Кизилюрт (3-е место); высокогорная зона – Лакский район (1-е место), Ботлихский район (2-е место), Агульский район (3-е место); горная зона – Левашинский район (1-е место), Хунзахский район (2-е место), Ахтынский район (3-е место); предгорная зона – Сулейман-Стальский район (1-е место), Хивский район (2-е место), Кайтагский район (3-е место); равнинная зона – Хасавюртовский район (1-е место), Ногайский район (2-е место), Кумторкалинский район (3-е место).
По информации Министерства экономики и территориального развития РД, которое проводит мониторинг, эффективность деятельности городских округов и муниципальных районов республики оценивалась с учётом федеральных рекомендаций по 12 утверждённым показателям. Муниципалитеты – победители рейтинга по итогам 2021 года получат поддержку из республиканского бюджета. На эти цели направят 25 млн рублей.
Гранты победителям выделяются в форме дотаций из республиканского бюджета. Размер грантов для муниципальных районов и городских округов, занявших призовые места в каждой зональной группе, рассчитывается по результатам достигнутой комплексной оценки эффективности их деятельности.
Проводимый рейтинг определённо вносит мотивацию и повышает ответственность руководителей как за принятые ими решения, так и за результаты их эффективности. Оцениваются главным образом экономические показатели эффективности муниципальных образований, однако наряду с пунктами относительно налоговой составляющей, инвестиционной привлекательности и целым рядом положений, прописанных постановлением Правительства РФ, есть требования необходимости публичного отчёта глав муниципалитетов перед общественностью.
В федеральных документах, регламентирующих порядок проведения мониторинга, прописаны даже форма доклада главы муниципального образования и сроки. О том, что доклады необходимо публиковать, сказано также и в постановлении Правительства РД от 12 апреля 2013 года N 199. В частности, в разделе документа говорится следующее: размещать указанные доклады на официальном сайте городского округа или муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае его отсутствия – на официальном сайте Правительства Республики Дагестан.
«Установить, что в текстовой части доклада главы местной администрации должны быть отражены: краткое обоснование достигнутых значений показателей эффективности; сведения о мерах, принимаемых органами местного самоуправления, с помощью которых удалось улучшить показатели эффективности; перечень мер, реализуемых или намеченных к реализации для достижения планируемых значений показателей эффективности; данные о финансовых, материальных ресурсах, предполагаемых к направлению для улучшения показателей эффективности; пояснения по показателям эффективности с отрицательной тенденцией развития», — сказано в постановлении.
В новой редакции этого документа (в ред. постановления Правительства Республики Дагестан от 10.10.2016 года № 292) изменения и дополнения получили пункты 1, 3, 4, 5, 7 и 10, но не 6. То есть требования к необходимости публикации докладов никто не отменял.
Теперь от формы к сути.
Формализм, с которым на местах относятся к публичности, не редкость. Журналисты часто сталкиваются с этим явлением. В частности, отписки муниципалитетов по нашим обращениям подробно описаны в материале «ДП» «Каспий всё проглотит?» («Дагправда», №№ 239–240, 15.09.2022 г.). Вмешательство прокуратуры делу помогло. Но представления и заведённые административные дела решили только часть проблем. На наши обращения предоставить информацию с мест ответили, но, как говорится, мы спрашивали про Ивана, а нам рассказали про болвана.
По-видимому, на этот случай в своих письмах прокуратура, не вникая в содержание переписки, просто предусмотрительно ответила: «В случае несогласия с данным ответом вы вправе обжаловать его в суде либо в вышестоящей прокуратуре».
Вернемся к главному – тематике публикаций на официальных сайтах администраций ежегодных докладов глав о деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов РД. Отметим, что при всём желании ознакомиться и критически оценить их возможности не представилось. В интернете их нет. Вся Россия есть – от больших городов до малых, а в Дагестане помимо докладов глав Цумадинского и Советского районов Махачкалы (да и те 2020 и 2019 годов) мы ничего не нашли. Может, плохо искали? Так ведь суть в том, чтобы они были именно в открытом
доступе!