Купить PDF-версию
01:01 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
06:59 19.05.2008

Региональная экономика: проблемы учета и отчетности

Одним из приоритетных направлений научно-технического и социально-экономического прогресса, повышения эффективности производства является сфера услуг экономики. В конечном итоге от неё зависят темпы и уровень развития общества, а успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления инфраструктурным комплексом и учета его деятельности.

Переход экономики на рыночные отношения требует улучшения деятельности всей  составляющей инфраструктуры. Проведенный научно-практический анализ её состояния, системы учета и отчётности в этой сфере позволил сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей, дифференциации уровней развития инфраструктурных объектов по отдельным районам и Дагестану в целом. Кроме того, положение дел  обостряет ведомственность управления, что, в свою очередь, отрицательно влияет на использование всего производственного потенциала.

В своей программной речи в Кремле "О стратегии развития России до 2020 года" Президент страны, в частности, отметил, что главная проблема российской экономики — это ее крайняя неэффективность. Решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений инфраструктуры.

Отставание в развитии инфраструктуры явилось следствием ограниченности материальных и производственных ресурсов, а также в результате просчетов в прогнозировании перспектив этой отрасли. Многообразие форм собственности, предпринимательство, конкуренция коренным образом меняют принципы и методы хозяйствования объектов инфраструктуры, учёта их деятельности. Поэтому новые требования предъявляются к  качеству работы, мобильности, обеспечению доступности и надежности  инфраструктурной сферы.

Практика показала, что при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управления, учета и отчетности, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности функционирования инфраструктуры.

Необходимость совершенствования учета и отчетности отмечена в Послании Президента Дагестана Народному Собранию республики. В нем, в частности, говорится о необходимости "наладить четкую систему муниципальной статистики, которая обеспечивает реальный учет и отчетность…".

Важная роль в решении вопросов развития экономики, в частности производственной сферы, принадлежит управлению комплексом, способствующему росту его эффективности и повышению качества услуг. Таким образом, результаты деятельности отрасли во многом определяются  способностью управления, новой стратегией государственного учета и отчетности, умением мобилизовать работников на достижение высоких конечных результатов труда.

Инфраструктурный комплекс экономики, как свидетельствуют данные статистической отчетности, получает своё развитие. В республике выросли объемы грузовых и пассажирских перевозок. Так, грузооборот транспорта предприятий отраслей экономики  составил более 10000 млн. тонно-километров  и увеличился за год примерно на 6-7%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между  различными видами транспорта. В течение года стабильный рост объема перевозок грузов отмечен на железнодорожном транспорте. Зафиксирован прирост грузооборота на морском транспорте.

Рост абсолютных объемов народнохозяйственных перевозок наблюдался и на грузовом автомобильном транспорте Дагестана. Это связано с объективным тяготением к автоперевозкам грузопотоков в регионе.

На фоне роста спроса на инфраструктурные услуги и его увеличения в перспективе в комплексе сохраняется ряд нерешенных стратегических проблем, в частности, отсутствует комплексность в  управлении развитием и функционированием  инфраструктуры, нет системности в учёте и отчётности, всё ещё не завершены структурные преобразования, а состояние и темпы развития автодорог в республике не соответствуют темпам автомобилизации, в подотраслях транспортной инфраструктуры сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования, существуют  административные несоответствия в формировании транспортной сети и др. Это  может создать угрозу замедления социально-экономического роста Дагестана, ослабления его позиций на российском рынке.

Важные перспективы становления и устойчивости инфраструктурного комплекса предусматривает Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Основные параметры развития, например, транспортной составляющей инфраструктуры общего пользования  позволяют сделать  вывод о необходимости комплексного  подхода к оценке учета факторов, способствующих формированию эффективного механизма управления транспортной инфраструктурой, в том числе и совершенствование учета и отчетности, созданию информационных ресурсов для отслеживания реализации стратегической программы.

Среди факторов, сдерживающих деловую активность организаций транспорта, как показал анализ, — прежде всего финансовые проблемы, недостаток собственных финансовых средств, высокие налоги, стоимость транспортных средств и цены на топливо. Продолжает сдерживать работу предприятий неудовлетворительное техническое состояние.

Преодоление негативных явлений в деятельности организаций транспорта будет способствовать улучшению положения дел в данной сфере и экономике республики в целом.

Дорожная инфраструктура, являясь составной  частью региональной экономики, обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территории, росту предпринимательской активности республик, краев и областей Южного федерального округа, всей страны. Наиболее крупные стратегические проблемы здесь связаны с созданием современной дорожно-транспортной сети, чтобы дороги соответствовали  развитию подвижного состава. В республике автодороги занимают 21,1 тыс. га земельной площади, что  составляет около 1% территории Дагестана.

Установлено, что в тех районах, где  недостаточна обеспеченность автодорогами, доля транспортных издержек в себестоимости, например, сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое "бездорожное" хозяйство несет большие потери. При этом скорость движения подвижного состава по  грунтовым дорогам падает в 2-3  раза, а расход  топлива и износ  шины увеличиваются  в 1,5-2  раза, себестоимость транспортной продукции возрастает в 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке продукции по бездорожью  потери её составляют более 3-5%, растут  простои и аварийность.

Проведенный анализ подтверждает, что одной из причин такого положения является неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры экономики. Из этого вытекает важность решения проблем дорожной инфраструктуры, которые приобретут еще большую остроту, если своевременно не будут приняты кардинальные меры для их решения в регионах.

Некоторые параметры социальной сферы в Южном федеральном округе, в сравнении с РФ на 1 января 2007 г., приведены в  табл.

Необходимо формирование такой системы инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие требования. Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления учета и отчетности и государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.

Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование региональной инфраструктуры экономики;  институциональные преобразования в сфере транспортной инфраструктуры;  вопросы технологической и экологической безопасности работы инфраструктурных объектов; формирование и устойчивое функционирование рынка услуг;  обеспечение мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов.

Статьи из «Экономика»

Цены – на высоте

4
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

44
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

4
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

6
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

63
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

23
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

241
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...