Состояние и перспективы внешних связей республики
Экономический рост Дагестана в условиях новых вызовов глобализации напрямую связан с развитием производственной инфраструктуры как важной сферы экономики. При этом в республике имеются реальные возможности для её развития.
Производственно-инфраструктурный комплекс – сложная многоуровневая сфера. Напомню, к первой степени уровня относится комплекс отраслей деятельности, выполняющих хозяйственную работу по перемещению и хранению продукции. Ко второму – отрасли, обеспечивающие действие первого уровня: дорожное и транспортное строительство, ремонт подвижного состава, тарное хозяйство, а также подотрасли машиностроения, производящие транспортные средства и оборудование для складского хозяйства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ регионального развития.
При этом значительное внимание в регионе требуется уделять ускорению доставки народно-хозяйственной продукции, уменьшению потерь и порчи грузов за счет создания и развития производственно-инфраструктурных терминалов, строительству новых и реконструкции действующих объектов отрасли. Между тем эффективная система формирования и функционирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, отвечающая требованиям рыночной экономики, еще не создана. Поэтому предстоит налаживать условия для организации эффективной системы грузодвижения, основанной на передовой технологии перевозочного процесса, направленной на сокращение инфраструктурных издержек и сроков доставки товаров.
Среди важнейших народно-хозяйственных проблем особое место занимает целевая задача эффективного и качественного удовлетворения потребностей экономики в перевозках продукции. Успешное решение этой задачи в условиях современного развития производительных сил неизбежно предполагает интеграцию средств труда в общей их массе, участвующих в расширенном воспроизводстве международной сферы.
Учитывая приграничный статус и географическое положение Дагестана, важно добиваться результативности интеграционных процессов с приграничными и прикаспийскими странами, обладающими ресурсным, торгово-экономическим и культурно-гуманитарным потенциалом.
При этом формирование эффективной финансовой системы внешней экономической деятельности является одним из ключевых направлений эволюции экономического развития региона. Для достижения указанной цели должны быть решены несколько задач: формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами; повышение конкурентоспособности региональной продукции товаров за счет создания и применения товароупаковочной системы; совершенствование нормативно-правовых основ функционирования внешнеэкономических блоков и их инфраструктуры.
Ключевой составляющей системы является многоотраслевая дорожно-транспортная сеть. На сегодня протяженность путей сообщения по республике – 28535,5 км, в том числе общего пользования – 27966,9 км, необщего пользования – 557,5 км. Вместе с тем растущий транспортный потенциал республики требует реконструкции и расширения перегрузочных мощностей, особенно в морском торговом порту и на железной дороге. Необходимо также ускорить проведение мероприятий по качественной реконструкции аэропорта, что позволит увеличить мощность отрасли по приему и обслуживанию авиапассажиров. Целесообразно при этом обеспечить прием воздушных судов грузоподъемностью свыше 100 тонн. Стоит задача повысить эффективность перевозок на железнодорожном транспорте, с тем чтобы грузооборот возрос в 1,5, а пассажирооборот – в 1,3 раза. Предстоит создать современную опорную сеть автомобильных дорог, каждый райцентр региона обеспечить автодорожной связью с асфальтобетонным покрытием.
Указом Президента страны «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» развитие несырьевого экспорта определено в качестве одного из источников роста экономики.
Анализ показывает, что из стран дальнего зарубежья в 2018 году в общем объеме экспорта Дагестана наибольшая доля приходилась на Грузию – 41,8% от общего объёма экспорта (в 2017 г. – 11,1%), Иран – 26,1% (16,7%). В импорте со странами дальнего зарубежья преобладали поставки из Чехии от общего объема импорта 23,9% (15,5%), из Китая – 21,9% (15,8%), из Турции – 12,6% (5,3%), из Словакии – 10% (2,5%).
Необходимо отметить, что роль и значение управления отраслевой инфраструктуры в жизни современного общества и экономики региона неуклонно растет. Стабильно работающая отрасль вносит свой социально-экономический вклад в решение задач, которые предусматривает стратегия СКФО на период до 2035 года. Анализ показал, что наш регион ежегодно демонстрирует увеличение внешнеэкономического грузооборота. Не стал исключением и 2019 год. Количество обслуженных пассажиров в аэропорту Махачкалы увеличилось по сравнению с 2018 годом на 16% и составило 1,5 млн человек. В рамках федеральной программы субсидирования авиаперевозок продолжены полеты по маршруту Махачкала – Казань, начались востребованные экономической инфраструктурой связи полеты по направлению Махачкала – Краснодар, рассматривается возможность открытия новых маршрутов в восточном и южном направлениях прикаспийского региона.
Эффективное развитие демонстрирует и Махачкалинский международный морской торговый порт. Его грузооборот составляет около 60% от общего грузооборота 14 российских портов Каспийского бассейна. За 2019 год здесь переработано 4,6 млн тонн продукции, что на 84% больше, чем в 2018 году. В частности, перевалка нефти выросла в два раза (4,2 млн тонн) и в четыре раза по сравнению с 2017 годом.
Растет количество пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом. В условиях инновационных преобразований и модернизации экономики ВЭД совершенствуется эволюция комплексного управления отраслей железнодорожной инфраструктуры проблемных регионов СКФО. В частности, в 2019 году Махачкалинским территориальным управлением СКЖД перевезено свыше 1475,3 тыс. пассажиров (рост к 2018 году – 17%), в том числе в пригородном сообщении – 778 тыс. чел. (39%). Перевезено более 2641,8 тыс. тонн народно-хозяйственной продукции (12%). Учитывая многочисленные просьбы жителей региона, введены дополнительные пригородные поезда: Махачкала – Хасавюрт и Дербент – Граница. В ближайшее время планируется значительная реконструкция Махачкалинского вокзала, открытие новых направлений развития.
Проведенный автором сравнительный анализ свидетельствует, что основным видом производственно-отраслевой инфраструктуры остается автомобильный транспорт. В части роста налоговых поступлений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере перевозок в Махачкале, наблюдается положительная динамика. За два последних года налоговые поступления выросли почти в три раза и составили в прошлом году свыше 40 млн руб.
Основным направлением международных грузовых автомобильных перевозок остаются Азербайджанская Республика и Иран. В 2019 году при содействии Минтранса РД перевозчики дополнительно получили свыше шести тысяч транзитных разрешений на перевозку продукции в иранском направлении, а общий объем перевозимых грузов в 2019 году в сравнении с 2018 г. увеличился более чем на 100 тыс. тонн.
В Послании Федеральному Собранию РФ В. Путин обратил особое внимание на необходимость повышения эффективности работы отраслей экономической инфраструктуры, систем электро-, нефте- и газоснабжения, связи и информационного обеспечения экономики, а также создания разветвленной сети дорожно-транспортной системы. Решение этих направлений позволит повысить эффективность функционирования внешнеэкономической инфраструктуры за счет более результативного использования имеющихся основных производственных фондов. Приоритетом совершенствования управления отрасли остается увязка его отраслевых и территориальных аспектов. Остро стоят вопросы, связанные с новыми формами организации производства, измерением экономических и социальных ценностей, сочетанием государственных, коллективных и рыночных интересов.
Важное значение приобретают внедрение достижений научно-технического развития во внешнеэкономической деятельности, совершенствование материально-технической базы и технологии управления, внедрение техники и улучшение организации производства. Это позволит обеспечить экономический рост и основательную экономию затрат труда.
Именно в этих направлениях комплексного формирования и дальнейшего социально-экономического развития отраслей инфраструктуры как основы формирования внешнеэкономической деятельности имеются значительные резервы повышения эффективности экономики проблемных регионов СКФО в долгосрочной перспективе.