Спасательный круг для бюджета
Владимир Путин ставит задачу сращивания регионов на основе общих политических и экономических целей, добиться которых можно только реформами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Если ЦБ выступает против финансовой и на выгодных условиях для бизнеса поддержки, то государство вправе «регуляторную гильотину» применить не только к бизнесу, но и к ЦБ, принудить его пойти на снижение учетной ставки, предоставлять «длинные» кредиты, сделать их доступными для малого и среднего бизнеса. Отсутствие такой поддержки приводит к тому, что доля среднего и малого бизнеса в стране составляет 20 %, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 60 %.
При структурной реформе бюджетно-налоговой сферы в первую очередь должна быть изменена наметившаяся диспропорция в распределении налоговых и неналоговых доходов государства между бюджетами разного уровня.
В стране около 70 субъектов Федерации являются дотационными. Дотационность – это концентрация налоговых поступлений в центр и направление их обратно
в регионы.
В одних регионах концентрация промышленного и банковского капитала огромна, в других полнейшее его отсутствие или присутствие капиталов отраслей с минимальной нормой прибыли.
Первым шагом отхода от политики дотационности регионов является перераспределение налоговых и неналоговых доходов между центром и регионами в соотношении 50/50.
Выпадающие доходы субъектов страны могут быть компенсированы посредством справедливого и доверительного распределения. В первую очередь речь идет о доходах от нефтегазовой ренты в таком же равном соотношении 50/50: 50 % доходов поступает в централизованный бюджет, 50 % – в региональные бюджеты пропорционально численности населения. При приблизительном подсчете половина доходов от нефтегазовой ренты сегодня составляет 4 триллиона рублей.
На смену налогу на прибыль (региональная часть) или земельному налогу вполне возможно регионам предоставить право вводить налог с продаж, уплачиваемый покупателями при покупке определенных видов товаров, работ и услуг. Покупатель платит продавцу стоимость, в которой уже учтен установленный налог, а продавец в свою очередь перечисляет его в бюджет.
Налог с продаж был введен в России в 1991 году с целью финансового обеспечения принятых социально-экономических программ поддержки малообеспеченного населения. Он действовал до введения в 1992 году НДС. В 1998 году налог с продаж снова был введен в действие, сумма его зачислялась как в местные, так и в региональные бюджеты России. В 2004 году его опять отменили, объясняя одновременными действиями налога с продаж и НДС, а также ростом издержек на администрирование налоговых поступлений.
В июле 2014 года Президент России Владимир Путин поддержал возможность возврата налога с продаж с 2015 года. Однако пока соответствующий законопроект не был внесен в Государственную Думу. Кстати, в свое время министр финансов России Силуанов также предлагал рассмотреть вопрос о возможности предоставить право регионам вводить налоги с продаж до 3 %.
Давайте рассмотрим, какие преимущества дает введение налога с продаж для регионов РФ в целом и для бюджета Дагестана в частности.
Выпадающие доходы субъектов в связи с уменьшением трансфертов и дотаций можно компенсировать доходами от налога с продаж, а для бюджета Дагестана с введением налога с продаж
в 5 % налоговые доходы увеличатся на 40 млрд рублей в год.
Давайте подумаем вместе.