Спрос рождает предложение
Состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Дагестана на протяжении многих лет отягощено хроническими болезнями. Неплатежи, износ инфраструктуры, ненормативные потери в сетях – лишь часть проблем комплекса, которые, конечно, отражаются на качестве жизни дагестанцев. Мы еще подробно расскажем о них, но пока о ценах на газомоторное топливо, резкий скачок на которое наблюдается в настоящем.
Ничто не бьет так сильно по карману граждан, как резкий рост цен на энергоносители. Когда речь идёт об автомобильном топливе, это непременно сказывается на продовольственной инфляции. Пока в Дагестане цифры эти невелики, но это если цены на топливо удастся сдержать.
По результатам проведенного Министерством энергетики и ЖКХ РД мониторинга, на территории РД отмечается резкий рост цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ). По информации, предоставленной нам министерством, в Махачкале розничная цена на газ выросла на 2 рубля и составляет 27,5 рубля.
Данная ситуация, по мнению ведомства, обуславливается повышением ставок акцизов с начала года на 4 процента, кроме того, высокий спрос газа за рубежом и экономическая привлекательность экспорта привели к снижению объемов оптовых поставок СУГ по прямым договорам на 30%. Недостающие объёмы операторы АЗС вынуждены выкупать на биржах, где цены на топливо продолжают расти.
Так, стоимость сжиженных углеводородных газов в феврале 2021 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 7% – с 23 до 25 рублей за литр с учетом доставки газа до Республики Дагестан, обновив исторический максимум 2018 года (24,5 руб. за литр).
Спрос рождает предложение. В данном случае избыток газомоторного топлива по логике рыночных отношений способен нивелировать ажиотаж и насытить рынок сырьем
В Дагестане не остались безучастными к проблеме, однако пока каких-либо прогнозов относительно стабилизации цен официальные лица не дают. Ситуация была обсуждена в Министерстве энергетики и ЖКХ с участием представителей министерства, УФНС России по РД, президента Ассоциации владельцев автозаправочных станций, Агентства по предпринимательству и инвестициям РД, а также представителей крупных сетей АЗС по Дагестану, сообщили нам в Министерстве энергетики и ЖКХ РД. Представители министерства предложили владельцам заправок принять меры по сдерживанию роста цен на газомоторное топливо и предоставить рекомендации по существующим мерам господдержки для последующего снижения стоимости газа.
Ранее Управление Федеральной антимонопольной службы Дагестана выступило с разъяснением ситуации с ценообразованием на газовое топливо для автомобилей. В ведомстве заявили, что в Дагестане нет юрлица, которое занимает доминирующее место на рынке и преднамеренно пользуется этим. «Тем самым у нас нет рычагов как-то влиять на продавцов газомоторного топлива. Другой момент, что на столичном рынке реализации газомоторного топлива доля участников (с признаками сговора) не превышает 12%. А для принятия каких-то мер эта цифра должна составлять 20 и более процентов».
В данной ситуации положение дел, по информации Министерства энергетики и ЖКХ РД, может исправить решение, принятое на федеральном уровне. Дело в том, что Минэнерго России и ФАС России приняли совместный приказ № 88/21/61 от 9 февраля 2021 года, который предусматривает повышение нормативов продаж топлива на бирже компаниями, занимающими доминирующее положение.
Как говорится, спрос рождает предложение. В данном случае избыток газомоторного топлива по логике рыночных отношений способен нивелировать ажиотаж и насытить рынок сырьем. Тогда цены, если не пойдут по наклонной вниз, точно не должны вырасти. Впрочем, не всегда логика рынка срабатывает, и по всей видимости властям все же придется принимать более действенные меры воздействия. Врио Главы Дагестана Сергей Меликов, к примеру, на недавнем совещании пригрозил недобросовестным владельцам АЗС соответствующими мерами. Какими именно, покажет время.