Тихая гавань и рынок труда
Волатильность рубля, инфляционные ожидания, невысокие темпы развития экономики, во многом обусловленные санкционным давлением недружественных нам стран и введенными ограничениями, не могут не сказываться на рынке труда страны.
В этой связи в экспортоориентированных регионах России наблюдается спад показателей, но в Дагестане, напротив, на рынке труда отмечаются активность и рост.
Прежде всего это можно объяснить увеличением финансирования республики по целому ряду государственных программ. Федеральные ассигнования идут в сектора ЖКХ, строительства, энергетики, образования. Растут объемы работ, потому спад доходов, наблюдаемый в целом по стране, у нас нивелируется.
К примеру денежные доходы населения, по данным Северо-Кавказского управления статистики по итогам первого квартала 2023 года, в нашем регионе оказались самыми высокими в СКФО и составили 28,2 тысячи рублей. Растёт и средняя зарплата, которая по итогам первого полугодия 2023 года составила 37 975 рублей. В материалах официальной статистики отмечается, что по сравнению с соответствующим периодом 2022 года зарплата увеличилась на 11,1 %. Реальная заработная плата, в сравнении с соответствующим периодом 2022 года, увеличилась на 6,7 %.
Снижается и общее количество безработных в регионах Северного Кавказа, по итогам пяти месяцев их 113,3 тысячи человек. В сравнении с пятью месяцами 2022 года цифра эта уменьшилась более чем на 17 %.
Замыкает тройку лидеров по СКФО, после Чечни (около 52 тысяч человек) и Ингушетии (26,5 тысячи человек) Дагестан с 16 тысячами безработных.
Надо признать, что эти данные лишь отчасти отражают картину с занятостью в нашей республике. Известно, что минимум 50 % занятых в экономике региона приходится на неформальную часть занятости, то есть на людей, не регистрирующих свою трудовую деятельность и никак не влияющих на показания официальной статистики.
Невысоки также темпы роста средней зарплаты бюджетников. Уровень её в республике, пожалуй, один из самых низких в стране. При этом во многом на показатели роста доходов в 2023 году повлияло, по всей видимости, повышение зарплат сотрудникам ряда министерств и ведомств. Если сегодня сотрудник среднего звена той или иной структуры управления получает порядка 60–70 тысяч рублей, то бюджетники, к примеру журналисты республиканских СМИ, 20–30 тысяч. Эти диспропорции, определённо, нужно выравнивать.
Объясняя это явление на общественных слушаниях бюджета Дагестана, спикеры отмечали нехватку средств. Но если говорить о муниципальных служащих, то, даже имея возможность в отдельных территориальных образованиях повысить зарплаты, на местах, однако, с этим не спешат.
По всей видимости, многое по-прежнему работает по коррупционным схемах, в частности в сфере предпринимательства. Согласно опросам, проведенным в 2022 году Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей РД, более половины ответивших отметили наличие коррупционных проявлений при ведении своей деятельности. «За многие годы в республике сложилась практика взаимодействия бизнеса и власти, при которой решить свой вопрос, получить государственную или муниципальную услугу, а также услугу ресурсоснабжающей организации быстрее и легче, действуя в обход закона. Сложившуюся систему поддерживают и сами недобросовестные предприниматели», – заявляет бизнес-омбудсмен Мурад Далгатов.
Между тем в республике созданы все условия для работы в правовом поле: установлены самые низкие в России налоговые ставки действует ряд мер господдержки, отмечает Далгатов. Однако процесс «обеления» дагестанского бизнеса проходит достаточно медленно, что также, на его взгляд, говорит о хождении «серых» зарплат в конвертах.
Примечательно, что долги по зарплате с начала лета выросли у нас почти в 10 раз. Суммарная задолженность в регионе на начало августа составила 66,3 млн рублей. Только за июль она увеличилась на 4,478 млн рублей (на 7,2 %). Тенденция явно негативная и пугающая многих.
Нужно признать, что в столь сложной и неординарной ситуации, когда на фоне инфляционных ожиданий, снижения спроса, ограниченности секторов экономики для быстрого и стабильного роста, бизнес, как говорится, мельчает и дробится.
Свидетельством тому неуклонный рост числа самозанятых. Их уже перевалило за 247 тысяч человек, что на 31 тысячу больше по сравнению с началом года.
В их числе немало людей, сменивших статус индивидуального предпринимателя на самозанятого. С начала года все они уплатили около 357 млн рублей налогов. Самозанятость для многих стала тихой гаванью как для старта, так и для продолжения своего бизнеса.
Впрочем, это совсем не плохо. Рано или поздно ураган стихнет, и бизнесу можно будет отправляться в большое плавание.