Трудности – это дверь в новые возможности
Скажем не без иронии, что с момента первородного греха одежда и обувь стали неизменными атрибутами общества. Так было во все времена. Одежда и обувь – это один из самых распространенных и актуальных типов продукции, потребительский спрос на который уступает только продуктам питания. По некоторым расчётам, среднестатистический клиент торгового предприятия в России тратит на обувь около 6 тысяч рублей ежемесячно.
Погодные особенности каждого сезона являются еще одной причиной, по которой люди вынуждены часто менять модели обуви. Поэтому бизнес, специализирующийся на производстве и продаже туфель, ботинок и сапог, никогда не утратит свою массовую продуктивность.
Любое производственное предприятие имеет свои невидимые, скрытые от обывателя шестеренки, с помощью которых приводится в действие сложный механизм производства. Для рядового потребителя нет необходимости вдаваться в детали производства товаров, которые он приобретает. Клиент платит – продавец отпускает вещь.
Однако из-за санкций в адрес нашей страны некоторые вопросы приобретают особую злободневность и остроту. На фоне стремительных по темпу и неожиданных по масштабу социально-экономических метаморфоз у людей возникают определенные затруднения, которые невозможно решить в одночасье.
В контексте новых условий эффективное развитие бизнеса, нацеленного на производство тех видов продукции, которые Россия раньше не производила или делала это в недостаточных объемах, становится приоритетной задачей. О том, как на сегодняшний день обстоит дело в непродовольственной сфере бизнеса, рассказал заместитель генерального директора Буйнакской обувной фабрики Омар Бакунов.
По мнению Бакунова, сам фактор жизненной необходимости производимой предприятием продукции для широкого потребителя в известной степени обеспечивает успех тому, кто задумает реализовать свои бизнес-планы в упомянутой нише. Быстрая окупаемость обеспечена, говорит наш собеседник.
«Внутренний рынок буквально завален дешёвым китайским импортным товаром, который точно «не про качество». Это широкий ассортимент, сделанный из искусственных материалов. Секрет привлекательности в глазах потребителей – низкие цены. В то же время для отечественного производителя, который вдохновился бы идеей открытия обувного бизнеса, рынок оставляет несколько «люфтов», используя которые (при грамотном подходе) можно найти собственную успешную нишу», – убеждён Бакунов.
Обратимся к конкретным примерам таких ниш. Во-первых, снижение импортной пошлины привело к закрытию большого количества обувных фабрик в России. Как следствие, снизилась и конкуренция в этой сфере. Во-вторых, доля отечественного рынка довольно низкая: внутренними производителями покрывается 10 % женской и 15 % мужской обуви. В свете активно проводимой политики импортозамещения это можно использовать как зону для роста.
Обувное предприятие имеет хорошую рентабельность, её можно повышать, внедряя эффективные производственные технологии. Наконец, в-четвертых, это нечистоплотность многих отечественных производителей, предпочитающих размещать заказы в Китае, поскольку в России нет производств по переработке кожи. Даже если с обувной фурнитурой дело обстоит получше, то все равно кожа или кожзаменитель используются дешёвые – китайские. А такая продукция часто не отвечает медицинским и потребительским стандартам. Поэтому при хорошей репутации и честном имени, игра против подобных производителей принесет лишь выгоду, считает Бакунов.
Пресловутые санкции, даже рикошетом затронувшие всех и вся, не прошли и мимо дагестанской обувной фабрики. Возник ряд проблем в связи с резким ростом цен на материалы. Ведь обувь, как объясняет Бакунов, это, помимо кожи и подошвы, еще 40-45 комплектующих. Цены на них повысились существенным образом. Дело в том, что часть комплектующих завозится местными поставщиками из Китая и Турции. По словам собеседника, на данный момент нет никаких проблем с этими странами. Тем не менее приобретение сырья, необходимого для производства подошвы и комплектующих для обуви, представляется несколько проблематичным. Как отмечает Бакунов, в частности, это касается закупок полиуретанового сырья, когда расчёты ведутся в евро. Из-за санкций данное сырье подорожало на 50 %.
«Санкции усиливают рост цен. Нам придется пересматривать цены контрактов, но оценивать последствия происходящих сегодня событий пока рановато. Во-первых, санкционный пакет далеко не исчерпан, а, во-вторых, какие-то санкции имеют отложенный срок вступления в силу. Безусловно, они будут озвучены, если боевые действия на Украине не прекратятся», – пояснил бизнесмен.
Однако Бакунов не из тех людей, кого обстоятельства или неудачи способны обескуражить и повергнуть в уныние. Возникшие из-за санкций трудности он воспринимает как отличную возможность для расширения производства и постепенного ухода от импортных товаров. Предприниматель четко представляет себе перспективы обувного бизнеса. Контуры дальнейшего развития предприятия обрисованы детально, во всех штрихах.
«Самое главное, что мы живы и здоровы. Поэтому через какое-то время людям надоест бояться и нервничать, и они постепенно возвратятся к потреблению, исходя из своих материальных возможностей.
Мы производим обувь по современным технологиям, уже запустили производство сырой резины и термоэластопласта для собственных нужд, а также продаем их другим производителям. У нас имеются серьёзные планы на будущее. Наша фабрика уверенно держит свой курс. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Будем обеспечивать людей новыми рабочими местами и идти только вперед», – заверил бизнесмен.