Турбулентность земельных отношений на землях отгонного животноводства


Я внимательно слушаю выступления нашего врио Президента по развитию земельных отношений в Республике Дагестан и, видя его недовольство их состоянием и дальнейшей нестабильной, а зачастую конфликтной судьбой, хочу предложить пути решения некоторых проблем, возникающих на землях отгонного животноводства.
Считаю, что не решая указанные ниже актуальные для этих земель вопросы, приводящие к турбулентности земельных отношений на них, не воспитывая элементарного уважения к земельному законодательству, в первую очередь среди чиновников, призванных его соблюдать, невозможно решать более значимые и затратные задачи, сколько бы мы о них ни говорили и на каком бы уровне их ни обсуждали.
Каждый из вопросов можно раскрывать и шире, требует более детального и целенаправленного подхода, но не потребует особых затрат денежных средств из дотационного республиканского бюджета Республики Дагестан или муниципальных бюджетов, а будет способствовать наведению (хоть и с большим опозданием) небольшого элементарного порядка в использовании земель наиболее важной для Республики Дагестан животноводческой отрасли.
Земли отгонного животноводства требуют особого поэтапного взвешенного подхода.
Действующий Закон РД от 9 октября 1996 г. № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», разработанный на первых этапах проведения земельной реформы, не отвечает изменениям, произошедшим в федеральном и республиканском земельном законодательстве, в том числе и в законодательстве о местном самоуправлении, а также в земельном законодательстве субъектов Российской Федерации, на чьих территориях наша республика использовала земли для ведения отгонного животноводства. Не учитывает также изменения, произошедшие за годы проведения экономических реформ, в психологии жителей Дагестана, имеющих отношение к использованию данных земель. Не отвечает современным требованиям развития отношений на землях отгонного животноводства и нормам, содержащимся в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Сохранение сегодняшнего отношения к ним приведет в дальнейшем к созданию неразрешимых ситуаций как экономико-политического и экологического характера, оно приведет к возникновению локальных конфликтов межнационального характера.
Некомпетентное отношение к ним в последние годы привело к потере больших площадей из состава данных земель, к потере их целевого назначения, потере не одного десятка тысяч гектаров этих земель, используемых в отгонном животноводстве за пределами нашей республики, упорно и целенаправленно продолжается тенденция к потере оставшейся их части, в связи с чем считал бы необходимым в срочном порядке добиваться внесения изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», позволяющих субъектам Российской Федерации иметь свой закон, регулирующий вопросы возникновения и прекращения прав на этих землях. При этом в нем необходимо учесть положения, позволяющие регулировать использование земель отгонного животноводства одних субъектов, расположенных на территориях других субъектов Российской Федерации.
Для этого одним из вариантов можно было бы рассмотреть вариант придания таким территориям статуса федеральных земель с разрешенным использованием для целей отгонного животноводства.
Разработать новый проект закона Республики Дагестан об этих землях с изменением в том числе и его нынешнего названия.
В новом законе должно быть уделено внимание вопросам придания части данных земель статуса межселенных территорий, вопросам образования приоритетных территорий для внедрения инвестиционных проектов, в том числе сельскохозяйственной направленности, разрешения конфликтных ситуаций, образования или узаконения существующих населенных пунктов, вопросам ликвидации или образования новых государственных скотопрогонных трасс и многим другим вопросам, которые создают проблемы при нынешнем их использовании.
Данным законом нужно официально разделить их по зонам, придавая отдельным из них статус особо охраняемых территорий регионального назначения. Необходимо определить статус аналогичных земель, расположенных в границах отгонного животноводства, но по закону РД не отнесенных к землям отгонного животноводства.
Например, зонам отгонного животноводства — Ногайская и Тарумовская зоны — необходимо придать статус особо охраняемых территорий регионального значения для защиты их от перегрузки скотом, проведения защитных и иных мероприятий по восстановлению как почвенного плодородия, так и растительности, защите их от негативных антропогенных и техногенных явлений и других эрозионных процессов. В противном случае эти земли будут потеряны.
Необходимо законодательно регулировать вопросы, связанные с размещением любого вида строительства, в том числе производственных построек, жилых строений, линейных сооружений, а также многолетних насаждений. Принять меры для исключения всех видов самовольного строительства.
Проект закона должен пройти всенародное обсуждение, так как эти земли расположены практически на территориях всех муниципальных районов и задевают интересы основной части граждан республики, имеют межнациональный характер и зачастую становятся причиной возникновения конфликтных ситуаций.
Для прекращения самовольности формирования земельных участков необходимо составлять проекты их освоения и обустройства, увязанные со схемами развития муниципальных районов, на чьих территориях они находятся, направленные на повышение эффективности их использования и разрешающие возникающие при этом проблемы. Какое отгонное животноводство можно развивать на земельных участках площадью 300 га и меньше? А таких случаев не единицы.
На этих землях нужно проводить и проектировать те виды работ, от которых есть реальная отдача экономике республики, которые направлены на рациональное, эффективное их использование и сохранение. Проводимые до сих пор работы направлены на создание видимости, а положение дел на этих землях с каждым годом только ухудшается. Образование земельных участков на этих землях осуществляют без учета интересов этих земель, по обращениям заинтересованных лиц, без соблюдения элементарных правил и требований к установлению границ вновь образуемых земельных участков.
Проводимые конкурсы на приобретенные права аренды тоже неэффективны, так как во всех случаях выигрывает лицо, которое обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Органы власти — федеральные, республиканские и муниципальные – работают по своей только себе известной, обособленной и не увязанной с работой других органов власти и интересами республики схеме. Работа федеральных и муниципальных органов власти направлена на решение ведомственных и муниципальных задач, не увязывая их в общих схемах развития республики, а зачастую только на удовлетворение.
В конце концов необходимо завершить и закончить мероприятия по переоформлению (предоставлению) прав на земельные участки, расположенные на этих землях. Если это не сделано и не могут сделать, тогда вызывают сомнение результаты проведенного разграничения земель и их инвентаризации. Работы по разграничению этих земель проводятся с 2004 года, и до сих пор говорим об отсутствии налогооблагаемой базы, то есть на какие земельные участки не переоформлены права аренды и должен быть начислен земельный налог. А так фактически земельными участками пользуются, но ни арендной платы и ни земельного налога они не уплачивают.
Нужно создать специальную комиссию по изучению ситуации на этих землях с привлечением как местных жителей, наиболее заинтересованных в их целевом использовании, так и представителей научных кругов, и выработать концепцию дальнейшего развития и сохранения этого уникального образа ведения животноводства в разумном и необходимом для республики количестве.
Необходимо решить вопрос статуса и границ населенных пунктов, образовавшихся на землях отгонного животноводства. Хотя юридически собственником этих земель является Правительство РД или уполномоченное им министерство, строительство населенных пунктов на этих землях, их расширение, строительство других объектов осуществляется по своим правилам, но не по правилам собственника земель.
Сколько бы вопрос решения данных проблем ни отодвигали по времени, когда-то все равно придется его решать, в противном случае его разрешение оставим потомкам, но в несравненно худшем и конфликтном виде.
Закон РД от 13 января 2005 г. № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» принят Народным Собранием Республики Дагестан 28 декабря 2004 года. На установление и описание границ городских округов и сельских поселений к данному Закону РД израсходованы огромные денежные средства, проведены работы по разграничению и инвентаризации этих земель, а проблемы этих сел постоянно отодвигают до непонятных времен, так как их решение является задачей неприятной, хлопотной, а порой и слишком конфликтной.
Населенные пункты, переселенные на земли отгонного животноводства на основании решений органов исполнительной власти Дагестанской АССР в 60-70 годах прошлого столетия, не нашли своего разрешения ни в Законе РД «О статусе и границах муниципальных образований в РД», ни в Законе РД «О статусе земель отгонного животноводства в РД», ни при выполнении работ по разграничению земель как республиканской собственности, так и муниципальной, ни при инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, и даже до сих пор не установлены их границы, числятся как земли сельскохозяйственного назначения и т.д. Тогда для чего проводятся эти работы, непонятно.
Вместе с тем эти земли являются государственной собственностью Республики Дагестан, и право разрешения данных проблем кроме как на органах исполнительной власти республики ни на ком не лежит.
Определить количество и границы земель сельскохозяйственного назначения, занятых населенными пунктами под строительство и числящихся формально как земли сельскохозяйственного назначения, принять меры по их переводу в соответствующие категории земель.
Наладить учет земель и рассматривать отчеты о наличии, использовании и распределении земель по категориям, собственникам, арендаторам и иным пользователям земель в Республике Дагестан на заседаниях Правительства Республики Дагестан. Практически вопрос учета земель с 2005 года на заседаниях Правительства РД даже не рассматривается.
Необходимо работать с вопросами обеспечения эффективной и нормативной нагрузки на этих землях, чтобы избежать преждевременной их деградации. Никому не секрет, что отдельные муниципальные районы свое поголовье на этих землях содержат круглогодично, и это стало практикой нашей жизни, как и многие другие нарушения. При наличии неперегоняемого поголовья скота необходимо определить схему выпаса его в летнее время. При отсутствии земель, на которых невозможен летний выпас скота, нужно принять меры по обмену земельными участками или такие породы скота не разрешать содержать на них. Это часть мер.
Полностью забыть вопрос осуществления государственного земельного надзора (контроля), а производственный контроль собственником вообще не осуществляется. Если не так, пусть покажут, сколько изъятых земельных участков в связи с использованием их в нарушение земельного законодательства.
Говоря о том, что эти земли являются землями специального земельного фонда Республики Дагестан, нет опубликованного заранее списка свободных земельных участков, предлагаемых для проведения конкурсов для обеспечения прозрачности процедур, приобретения права их аренды.
Вместе с тем масса земельных участков, которые де-факто используются землепользователями, а де-юре не оформлены права, и от уплаты платежей на землю таким образом уклоняются.
Земли отгонного животноводства на территории отдельных районов занимают более пятидесяти процентов площади.
Факт, что земли отгонного животноводства относятся к собственности Республики Дагестан, а собственник должен оплачивать земельный налог, так как этот вид налога отнесен к местным. Из местных налогов в основном состоит доходная часть местных бюджетов. Чиновники, авторы Закона РД «О статусе и границах муниципальных образований» говорят, что земли отгонного животноводства не включены в границы сельских поселений. Известно, что скотопрогонные трассы, проходящие по территории Республики Дагестан в разных направлениях, делят территорию сельских, а иногда и городских округов на несколько частей. В связи с этим при описании границ таких муниципальных образований произведено ли описание их по границам земель отгонного животноводства или эти части скотопрогонных трасс исключены из земель населенных пунктов? Конечно, нет. И таких «нет» на данных землях очень много, так как компетенция исполнителей данных работ не позволяла догадаться об этом. Тогда возникает вопрос, а каким образом можно составлять местный бюджет?
Абсолютно не проводится работа в целях предупреждения конфликтных ситуаций.
Земельный вопрос – один из самых острых вопросов для Дагестана. Есть ли какие-то механизмы, которые могли бы предотвратить появление конфликтов на этой почве?
Механизм один и самый главный — с людьми работать прямо, честно и без обмана, своевременно говорить о проблемах и законных путях их разрешения. Если начинаем идти на поводу определенной группы лиц, заинтересованных в разжигании конфликтов, то такой путь обречен на неудачу. А конфликты будут только усиливаться.
Многие конфликты на территории Дагестана поднимают лица, которые занимаются ревизией принятых в советский период решений по перераспределению земель. Вместе с тем эти же лица не говорят о требовании законов как федеральных, так и республиканских, что возврат национализированных земель до 1991 года не допускается. Говоря о каких-то нарушениях прав одних лиц в пользу других, возникает необходимость решать данную проблему, используя испытанный веками народами Дагестана способ мирного переговорного процесса. Такой метод разрешения споров предусмотрен законами, и называется он досудебное рассмотрение или передача спора на рассмотрение третейским судам.
Причинами отдельных конфликтов становятся выборные кампании. Кроме того, в республике развиваются наиболее свежие причины их возникновения — это некомпетентное исполнение межевания границ земельных участков кадастровыми инженерами и результаты, получаемые в процессе такой деятельности.
Земельные отношения в Республике Дагестан развиваются сами по себе, без соответствующей государственной политики, вне мероприятий по земельной реформе. Земельная реформа проскочила мимо нас, а мы как бы до сих пор ее осуществляем. Земельные отношения сложились из личностных отношений – обратился «хороший» человек, вопрос решаем, нет – и решения нет.
Вот такие подходы в основном порождают конфликтные ситуации, и за стабильные земельные отношения еще придется повоевать. Безответственный и несвоевременный подход к решению вопросов, возникающих при использовании земель отгонного животноводства, привел к потере земель, расположенных на территориях Ставропольского края и Республики Калмыкия.
Это только видимая часть айсберга в вопросах использования земель отгонного животноводства, которые нужно когда-то решить.
Статьи из «Экономика»
Тарифы ЖКХ: рост неизбежен, но…

Тариф «Всё выключено»

Промышленный ренессанс

Интерес к Дагестану растёт

Идеи и воплощения

Всё ещё в «тени»

Без неприятных сюрпризов

Платите, как удобно
