Ударим снобизмом по ценам
Наверное, многие помнят передачу «Минута славы», которая вышла на Первом канале в 2007 году и продержалась больше 10 лет. На передачу в качестве членов жюри приглашались известные люди. Несколько раз на ней засветился и Филипп Киркоров. И не только лицом.
На одной передаче он заявил, что может делать батман (сложное балетное па), после чего ведущий попросил продемонстрировать это. Но Филипп в первом же движении на сцене грохнулся на пятую точку. Видео с падением артиста на разных платформах было просмотрено больше трёх миллионов раз.
На другой передаче он похвастался тем, что его свитер стоит больше, чем трехкомнатная квартира в центре Москвы. После этих слов я внимательно присмотрелся к этому одеянию и ничего сногсшибательного не обнаружил. Во всяком случае, связан не из золотых нитей, хотя в его гардеробе наверняка есть вещи, над которыми корпели золотошвейки. Так вот, присмотрелся и подумал: нет, братец, не верю, что этот свитер может стоить таких денег, но верю, что ты такие деньги мог заплатить. То есть купить вещь намного (в сотни, тысячи раз) выше её стоимости. Как это назвать – глупостью? Нет, конечно, глупцом назвать певца трудно, это скорее высшая степень снобизма.
Снобизмом страдают не только знаменитости первой величины. Некоторое время назад в СМИ промелькнула информация, что у уборщицы в офисе «Газпрома» пропала сумка стоимостью три миллиона рублей. И снова подумалось: какую же зарплату должна получать «оператор швабры и веника», чтобы делать такие покупки? Или из чего должна быть сделана сумка, чтобы отдавать за неё такие деньги? Или всяк входящий в здание нашего «национального достояния» должен быть мультимиллионером, даже уборщица?
А вот свежая информация. В Москве на продажу выставили отечественную машину, которой более четверти века. За «Жигули» пятой модели просят… 10 миллионов рублей. Ребята, пройдитесь по аулам Дагестана, да и по сёлам других регионов страны, и таких машин, превращённых в курятники, наберёте десятками. Даже и 30, и 40-летних, если цена складывается из прожитых машиной лет. Чем ценна ваша, что просите за неё поболее, чем за премиальную иномарку?
Наверное, найдётся покупатель и такого авто – снобизм, как известно, способен переплюнуть глупость. Но нам какое до этого дело? Как эти перечисленные выше случаи (и другие им подобные) нас с вами должны волновать? Это чужие деньги, и их хозяева вольны ими распоряжаться так, как считают нужным. Ни свитера за баснословные, по меркам среднего россиянина, деньги, ни «Жигули» за 10 миллионов и даже сумки за три миллиона мы не намерены покупать. Потому что не можем. И не все из тех, кто может себе такое позволить, пойдут на такие траты, поскольку снобизмом не болеют. Это те материи, которые отдалены от нас на приличное расстояние, но способные самим фактом своего существования изрядно позлить население страны.
А вот совсем свежий пример, который и натолкнул на написание этих строк. И который касается если не всех, то многих. В хлебном отделе магазина обращаю внимание на цену – 199 рублей. Это известный ход маркетологов, поскольку визуально 199 всё же не 200. Но что предлагается за эти рубли? Черноватый хлеб весом где-то 600 граммов. И написано, что он с какими-то там добавками. И снова возникает вопрос: ребята, из чего складывается такая цена? Вы муку из Австралии привозили? Мололи жерновами, сделанными из лунного камня? Месили на воде, привезённой с Байкала? Написать можно что угодно, но это не объяснит, из чего складывается такая цена.
Недоумение связано и с тем, что, по данным Росстата, на начало ноября в стране в среднем мука стоит чуть больше 52 рублей за килограмм. А килограмм хлеба из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной стоит меньше 86 рублей. Подчеркнём еще раз: килограмм хлеба. В среднем по стране. И вдруг какой-то производитель хлеба в республике, находящейся в третьей строчке в конце списка регионов по зарплатам, посчитал, что здесь живут богачи.
Конечно, есть люди, которые могут позволить себе хлеб и по такой цене, и он не для простых смертных. Но представьте себе ситуацию: к вам неожиданно нагрянули гости, а дома хлеба нет. И в соседнем магазине, кроме этого чудо-хлеба за 200 рублей, другого нет. И приходится брать то что есть. Так что каждый из нас не по своей воле может оказаться снобом. И тут апеллировать на бездействие антимонопольной службы бесполезно, поскольку нет тут признаков монополии, ведь рядом продаётся хлеб разных сортов и по 40, и по 50, и по 60 и более рублей с таким же или близким весом.
Понятно, что у нас на дворе что-то похожее на капитализм и каждый волен продавать свой товар по той цене, по какой считает нужным. В том числе рассчитывая на снобизм части населения. Но ведь кто-то должен следить за ценообразованием, особенно на товары первой необходимости. Если для регулирования тарифов на услуги ЖКХ создано специальное ведомство, кто и как должен регулировать процесс ценообразования на остальные товары и услуги? На тот же хлеб? Взывать производителя (читай – капиталиста) к совести также бесполезно, ибо мы помним высказывание Карла Маркса, на какие ухищрения и даже преступления способен бизнес ради получения большой прибыли.
По данным Росстата на 5 ноября этого года, в Адыгее килограмм муки стоит 46,53 рубля, а килограмм хлеба – 96,8 рубля, то есть испечь и продать хлеб стоит даже больше, чем сама мука. В этом нет ничего удивительного, примерно двойную наценку за свой труд делают хлебопеки Волгоградской, Ростовской областей и некоторых других регионов. А в Ингушетии, наоборот, килограмм муки стоит 64,33 рубля, а килограмм хлеба продают за 56,92 рубля. В эти цифры, скорее всего, закралась ошибка, ибо не могут люди работать себе в убыток.
Но нигде, даже в регионах с самыми высокими зарплатами, нет такого, чтобы хлеб весом чуть больше полкило продавали за 200 рублей. Но вдруг осенило: может быть, производитель откуда-то разузнал, что к нам собрался приехать Киркоров, и этот хлеб специально для него?