Возвращение кильки

Сто лет назад Каспийское море было рабочим местом для тысяч дагестанцев. Оно было богато рыбой, и повсеместно на берегу создавались артели по её ловле. А к началу 1980-х годов рыбный промысел превратился в крупную индустрию – на одном только Махачкалинском рыбоконсервном комбинате работало более 1000 человек, в ловле рыбы задействовали немалое количество плавающих холодильников и мини-заводов.
Распад СССР не мог не сказаться и на рыбопромышленном комплексе. Вылов той же кильки сократился в 10 раз – ежесуточно стали вылавливать 2–3 тонны рыбы вместо прежних
20–30 тонн. Некоторые специалисты отрасли вслед за экологами поясняют: спад объясняется тем, что на Каспии нет столько рыбы, как раньше. Другие не соглашаются и утверждают, что объём кильки почти вернулся к былым параметрам. Но факт остаётся фактом: сейчас рыбная промышленность не играет особой роли в экономике республики.
Есть ли какие-то шансы на то, чтобы ситуация если не кардинально, но хотя бы заметно улучшилась? Какие шаги в этом направлении делают в республике?
Несколько лет назад сообщалось, что подготовлены инвестпроекты компаний ООО «Дагрыбпром», «Балтийский берег» и ООО «Норд-Флот», направленные на добычу и переработку рыбы. Ожидалось, что благодаря организации добычи кильки в промышленном объеме и ее переработки появится около 1,5 тысячи рабочих мест и будет ежегодно производиться более 50 млн условных банок рыбных консервов в год.
На территории Махачкалинского рыбного порта инвесторы должны были в 2020 году начать строительство рыбоперерабатывающего предприятия. Планировалось открыть не только консервный завод мощностью 50 млн банок в год, но и завод по производству рыбьего жира и муки.
Если в 2018 году, по сведениям Минприроды РД, рыбодобывающие предприятия Дагестана добыли 1120 тонн кильки, то в следующем году эта цифра возросла до 3045 тонн. Сообщалось также, что шли переговоры о привлечении дополнительных судов из других регионов с целью доведения их количества до 30–40 единиц. По предварительным итогам 2023 года, объём вылова кильки составил порядка 26 тысяч тонн. В промысле водных биологических ресурсов задействовано 26 единиц рыбопромыслового флота. При таких цифрах трудно не обратить внимание на динамику.
Но при этом надо отметить, что сейчас около 80 % всей добытой рыбы вывозится за пределы республики в замороженном виде и только 20 % удается переработать на месте.
Стало быть, популяция кильки восстанавливается, из года в год растут объемы добываемой рыбы. Задача сейчас – организовать её переработку на месте. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Не так давно проходила дегустация пробной партии консервов «Килька каспийская в томатном соусе» производства вновь созданного рыбоперерабатывающего предприятия ООО «Янтарное». Отмечалось, что продукция изготавливается по старой советской технологии. «В ближайшем будущем мы планируем расширить ассортимент предприятия (сазан в томате и в собственном соку, сельдь маринованная, килька в масле и др.) Будет налажено и производство деликатесной продукции из осетровых и лососевых», – рассказал генеральный директор предприятия.
Сказать легко, но сделать сложнее. Не будем гадать, по какой причине, но предприятие так и не встало на ноги. А вопрос переработки остаётся. Мало того, он выходит на федеральный уровень. Несколько дней назад руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков провёл совещание, на котором речь шла об организации промысла кильки в Каспийском море и её переработки. В нём приняли участие заместитель Председателя Правительства Дагестана Нариман Абдулмуталибов, председатель Комитета по рыбному хозяйству РД Хадижат Шамхалова, руководство Северо-Кавказского территориального управления Росрыболовства, представители Пограничного Управления ФСБ по РД, Махачкалинской транспортной прокуратуры, Морского порта Махачкалы, представители науки и рыбопромышленники.
Как отмечалось на том совещании, на берегах Каспия расположены пять государств и вся рыбодобыча должна быть согласована и с сопредельными государствами. «Нужна выработка единых подходов к регулированию добычи прикаспийских стран, так как килька – это совместно управляемый запас. Вопрос необходимо решать в том числе на уровне Комиссии по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов Каспийского моря и управлению их совместными запасами, которая создана для реализации Соглашения прикаспийских стран», – подчеркнул Илья Шестаков, особо отметив при этом, что необходима организация переработки улова на берегу, в том числе глубокой переработки, выпуска муки и кормов, что очень актуально для развития аквальтуры в Дагестане.
«В республике утверждена концепция развития рыбного хозяйства на период до 2030 года, где предусмотрено создание предприятий глубокой переработки водных биологических ресурсов, в том числе кильки. В целях государственной поддержки рыбодобывающих предприятий принята госпрограмма РД «Развития рыбохозяйственной отрасли». Рыбный порт, находящийся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс», передан в долгосрочную аренду ООО «Порт-Петровск». Проведены работы по техническому переоснащению инфраструктуры порта, проведен монтаж морозильного оборудования, запущен цех по первичной переработке кильки мощностью 100 тонн в сутки. Завершение модернизации запланировано на 2025 год», – проинформировал
Абдулмуталибов.
Председатель Правительства республики Абдулмуслим Абдулмуслимов подписал постановление о создании научно-производственной организации ГБУ «Дагрыба». Её ключевой целью является создание условий для развития рыболовства, аквакультуры и надлежащего использования водных объектов и водных биоресурсов на территории республики.
Будем надеяться, что все эти меры позволят нашему рыбопромышленному комплексу прочно встать на ноги и дагестанская рыба станет таким же брендом, как и мясо, виноград, рис и другие продукты.
Статьи из «Экономика»
Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего

«Черная метка» от энергетиков. «Дагэнерго» грозит коммерсантам отключениями света за долги
