Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье
В селении Атланаул праздник: в семье родился долгожданный первенец. Поздравить маленького человека с появлением на свет пришли сельчане и жители из соседних аварских и даргинских сёл. Ох и много же было громких поздравлений и пожеланий, какие можно услышать только в сёлах: расти смелым, хорошим наездником, охотником, отважным воином, защитником!
Сказанное непременно сбудется. Если всё проделать по инструкции предков, из птенца обязательно вырастет орёл. А если что-то в жизни пойдёт не так, значит неправильным именем нарекли или не по всем правилам уложили в люльку. К колыбели у атланаульцев вообще особое отношение, с ней связан старинный обряд укладывания ребёнка в люльку. Однажды и мне довелось поучаствовать в церемонии. Передаю, как это было. Попробуйте, повторите.
Укладывание новорожденного в люльку считается неким таинством, и проводит его свекровь. Заходят только женщины, мужчинам не положено присутствовать на обряде – так повелось с самого начала его возникновения.
Бабушка поёт своему внуку фольклорные песни, напевает молитвы. Согласно обряду, раздает каждой женщине по куску чурека. По поверьям такая процедура притянет в дом баракат. Мы с радостью угощаемся и высказываем свои пожелания: быть малышу гордостью своего рода и народа, состариться вместе с именем, обзавестись большим числом скота. На праздничном столе халва, урбеч, картошка, сыр. Именно так накрывали раньше стол – люди жили небогато и в основном ели то, что выращивали сами.
До того, как уложить ребенка в люльку, в изголовье обязательно кладут нож для того, чтобы уберечь малыша от злых сил. Ещё, говорят, нож поможет вырасти храбрым джигитом. Правда, не знаю, как это работает, но раз взрослые делают, значит так тому и быть. Если бы героиней была девочка, под подушку положили бы ножницы: верят, что из неё вырастет искусная рукодельница. Говорят, что все колющие и режущие железки охраняют младенца, берегут его от злых духов. Сама колыбель тоже увешана талисманами, они надежные щиты от козней нечистых. Было время, когда люлька со всеми атрибутами: матрацами, притяжкой, погремушками – передавалась по наследству. Но сейчас многое изменилось.
А в тот день обряд провели по всем канонам старины и даже ребенка уложили в давнишнюю люльку. Про неё можно отдельный рассказ написать, сколько детей она «вынянчила», через сколько поколений прошла, как она здесь появилась. Но об этом потом. Слушаю, о чём говорят женщины. По их словам, ни в коем случае нельзя качать пустую колыбель – малыш может заболеть, и открытой нельзя оставлять, чтобы шайтан не улёгся рядом.
С самого нашего рождения и до глубокой старости мы проходим через какие-то обряды и обычаи. Жаль, что часть из них исчезла сегодня без следа.
В Буйнакском районе взялись возрождать ушедшие традиции. Вот уже шестой год здесь реализуется проект «Традиции и обряды моего народа». Сельские работники культуры общаются со старожилами, записывают драгоценные воспоминания, а потом показывают нам, не знающим традиций, не помнящим, как наши прабабушки и дедушки жили, во что верили и что соблюдали.
Этнограф Майсарат Мусаева долгие годы изучает именно мир детства и рассказывает, что как только ребёнок рождался, его брали за правую пятку, свешивали вниз головой и хлопали по спине – здоровый ребенок, как правило, громким плачем оглашал свое появление на свет. Новорожденному тут же перерезали пуповину. И если сейчас это всё проделывают врачи, то раньше рожали, как говорится, «где придётся».
– Бывали случаи, что женщина рожала в поле, и пуповину перерезали серпом или отбивали камнем и перевязывали женским волосом. У даргинцев считалось, что пуповину мальчику надо резать ножом или кинжалом, а девочке можно чем угодно. Вот если девочке перерезать пуповину кинжалом, у нее будут повадки мужчины. У андалальцев (сс. Ругуджа, Согратль) при рождении девочки зажимали ей нос, чтобы он сформировался прямым и узким. В даргинских селениях (сс. Гинта, Куркимахи, Муги) повитуха даже «исправляла» новорожденного: для придания голове правильной формы слегка обжимала её со всех сторон руками. Ребенка купали в тёплой воде и бросали в воду уголёк – защитное средство от нечистой силы. Использование угля в качестве оберега было широко распространено у народов Кавказа и восходит к культу огня, – рассказывает ученый.
Нельзя было использовать для купания ребёнка проточную воду. Мыли его с особой осторожностью: воду наливали горстью так, чтобы она стекала по локтю повитухи на спинку ребенка, лежащего на её коленях, смазывали жиром или сливочным маслом, пупок присыпали толокном. Затем прикладывали к пупку и к темечку кусок чистой тряпки, пропитанной маслом, туго заворачивали и, смазав рот мёдом, укладывали спать.
Говорят, что в далёком прошлом ребёнка заворачивали в овечьи шкуры. В некоторых селениях у койсубулинских аварцев (сс. Зирани, Балахуни), в Салатавии (с. Буртунай) детей сразу после рождения протирали влажной тряпкой, а купали только на третий день. В лакских селениях (сс.Вихли, Цовкра) новорожденного было принято купать в солёной воде. Как отмечает этнограф А. Г. Булатова, жители этих селений считали, что купание в такой воде было гарантом счастливого будущего ребенка, а неудачливый цовкринец говорил: «Моя повивальная бабка меня не посолила». Соль издавна служила символом нетленности и поэтому часто использовалась в качестве оберега и наделялась сверхъестественными силами у многих народов. Причём купать ребёнка полагалось только в деревянной посудине, и прежде чем завернуть новорожденного, сажей на лбу проводили продольную полосу от сглаза и порчи.
Мать с новорожденным старались не оставлять без присмотра, особенно до обряда имянаречения – верили, что именно в этот период малыша легко могут подменить нечистые силы.
Родственницы и соседи, конечно, несли подарки. Например, в Тляратинском районе дарили вязаные носки или сапожки, и их вешали на гвоздь на видном месте. Интересный и очень древний обычай поздравления с рождением ребенка проходил в селе Салта Гунибского района: подарок нанизывали на стрелу и выпускали её в потолок из лука. Гости, навещавшие роженицу, приносили с собой готовое блюдо, куски ткани, предметы кухонной утвари.
Многие из старинных национальных обрядов забыты, растеряны, упущены, будто не было таковых никогда. Сегодня учёные, энтузиасты по крупицам собирают истории, рассказанные старожилами села, чтобы записать и передать будущему поколению. Наша задача – сохранить и приумножить бесценное сокровище Дагестана – его историю.