Купить PDF-версию
15:39 | 01 июня, Вс
Махачкала
X
12:05 22.04.2008

Четыре свадьбы! Это — по нашему

Театральная жизнь Махачкалы на прошлой неделе прошла под знаком Осаевых. Состоялись премьеры в двух крупных театрах Дагестана дебютантов-режиссеров Рабият и Байсолтана Осаевых. Одна - в Кумыкском музыкально-драматическом театре им. А-П.Салаватова «Отравленная туника» по поэтической трагедии Н.Гумилева выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (это ее дипломная работа) Рабият Осаевой, в заглавных ролях ее родители - народная артистка РД Тотуханум и заслуженный артист России Байсолтан; другая - в Дагестанском театре оперы и балета «Аршин мал-алан», оперетта азербайджанского композитора Узаира Гаджибекова, где режиссером - постановщиком выступил отец Рабият - Б.Осаев.

Справедливости ради надо сказать, что Б.Осаев начал режиссировать оперетту не с самого начала, а приступил к работе только после того, как Скандарбек Тулпаров, первым взявшись за дело, отказался от дальнейшего сотрудничества с труппой, так и не завершив ее. Б.Осаев гармонично влился в работу и подвел спектакль к премьере.

Тема «Аршин мал-алана» ближе менталитету нашего зрителя и по музыке, и по сюжету, завершившемуся одновременно четырьмя свадьбами. Все герои спектакля переженились, причем по любви с первого взгляда. Предварительно, конечно, немного пострадав, пребывая в любовном томлении и ожидании, но все закончилось радужно прекрасно.

В том, что для героев спектакля все закончится благоприятно, было ясно не только зрителю старшего поколения, помнившему «Аршин мал алан» по спектаклю, считавшемуся эмблемой легкого опереточного жанра в 60-е  годы в стране. Те же, кто не видел спектакля в бакинском театре (тогда дагестанцы  в славном городе Баку бывали часто), помнят фильм по этому сюжету или звучавшему в те годы, да и много позже со всех окон необъятного СССР соловьиному голосу Рашида Бейбутова: «Ах ты, моя дорогая, ах, золотая…».  

Счастливый конец спектакля был ясен и молодым зрителям, заполнившим в день махачкалинской премьеры зал, не  видевшим фильма, да и про Рашида Бейбутова вряд ли слышавшим. Дело в том, что как только поднялся занавес и открылась красивая, яркая, наполненная цветами сцена, а над декорациями свисали ветки, усыпанные распустившимися цветами абрикоса, стало ясно, что в этой благостной обстановке не может быть плохого сюжета с печальным концом. Зал с первого «дыхания» сцены принял спектакль аплодисментами, а когда среди этого великолепия еще до начала действия по сюжету вышла хореографическая группа в нарядных национальных костюмах и стала танцевать, зал взорвался рукоплесканиями. И это относилось к художнику — постановщику Хадижат Алишевой, она же художник по костюмам.

Весь спектакль был шумным, феерическим, веселившим зрителя шутками, хорошо разыгранными сценками беззаботного дома богатого Султанбека

Весь спектакль был шумным, феерическим, веселившим зрителя шутками, хорошо разыгранными сценками беззаботного дома богатого Султанбека. Его колоритно, с большим юмористическим даром сыграл маститый мастер сцены — народный артист России Айгум Айгумов. Его герой напыщенно строг с томящейся в ожидании любви дочерью и остальными домочадцами. «Зарежу всех», — кричит он в одной из «гневных» сцен и театрально пытается выдернуть из ножен кинжал, висящий, как и подобает мусульманину, на поясе. Но это лишь  часть национального костюма, не более того. Душа его нежна и также страдает от отсутствия верной, любящей подруги. Он чутко понимает и свою дочь, и племянницу, и служанку, жаждущих любви. Как он радостно подталкивает их к своим суженым, когда те, кокетливо пряча взор, соглашаются выйти замуж. «Ну иди к нему», — говорит он каждой  с интонацией добряка, сделавшего основное дело своей жизни. свадебный фотограф

Как хороша заслуженная артистка РД Светлана Мусаева в роли одной из главных героинь — дочери бека. Вокалистка академического жанра раскрылась в комедийном спектакле  так ярко. Хотя, может быть, в сценах любовных монологов — арий, на мой взгляд, было многовато драматизма.

Стала откровением и заслуженная артистка РД Сиейжан Беймурзаева в роли Джахан. До сих пор ее приходилось видеть среди хористок театра, в массовых сценах. А оказалось, что ей под стать роль второго плана. Она легко переключает внимание зрителей на себя и ведет свою партию достойно, весело, игриво. Она на равных была в мизансценах с Айгумом Айгумовым.

Жаль, что для артиста больших возможностей Тагира Курачева в роли Сулеймана режиссер не нашел в своих решениях сцен, где бы его талант еще больше украсил  спектакль.

Мне довелось быть на представлении этого спектакля художественному совету театра. И отрадно отметить, что замечания, высказанные тогда членами худсовета, были приняты труппой серьезно. Уж очень хотелось сделать спектакль добротным. А потому время до премьеры было использовано сполна. Руководство театра пригласило педагога-репетитора по вокалу, мастерству актера. Вокалисты с хорошими голосами, но не имеющие опыта драматического, заметно прибавили в сценическом воплощении образов, а это важно для зрелищности. Очень плодотворно поработал исполнитель роли Аскера (Аршин — молчи) — певец Абдулла Магомедмирзаев. Имевший лишь опыт концертного исполнителя, он был скован, неловко двигался по сцене, и образ, хорошо выполненный вокально, проигрывал драматургически. Но день сдачи спектакля и день премьеры разнятся, как день и ночь. Вот что значат трудолюбие и желание совершенствоваться.

По жанру «Аршин мал алан» разными специалистами определяются по-разному. Одни его считают водевилем, другие — опереттой, третьи — музыкальным спектаклем. Но зрителю эти тонкости ни к чему. Главное — «Аршин мал-алан» ему очень понравился, и он радостно аплодировал всем его участникам, в чем немалая заслуга конечно же и дирижера оркестра заслуженного деятеля искусств РД  Навруза Шахбазова и его трудолюбивого коллектива музыкантов. Все в день премьеры были участниками праздника, такого гармоничного, когда на сцене  в эту прекрасную пору весны «расцветают» сердца влюбленных под стать цветущим цветам и деревьям на сцене и за стенами театра — на улицах и в парках Махачкалы. Гармония — великое дело природы и… театра.

Статьи из «Культура»

Когда поёт Месей

115
Месей Багаутдинова – удивительная девочка, чья история трогает до глубины души. Несмотря на...

Очаг мудрости

5
«Библиотекари всегда были одними из самых вдумчивых и полезных людей. Они учителя без...

Дебют режиссёра Михалкова

10
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Свет сквозь печаль

5
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Книга, востребованная временем

5
Когда речь идет об истории Великой Отечественной войны, при кажущейся ее исследованности многие аспекты и в наши дни продолжают...

Вначале было дело

100
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Бюст народному артисту

13
В селе Хучни Табасаранского района прошло торжественное открытие бюста народному артисту...

Дебют режиссера Михалкова

15
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Бежта в орнаментах

44
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

В каждом движении – история

60
Неповторимая атмосфера на XXVIII Международном хорео­графическом конкурсе «Во власти...

Полвека на сцене

159
Искренние, чувственные, теплые и где-то даже наивные выступления детей всегда создают...