Их творчество вызывает эмоции
Они внесли огромный вклад в дагестанскую художественную культуру и получили широкое общественное признание: люди, создававшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры, графики, монументального, декоративно-прикладного искусства, – гордость нашей республики.
Это Х. Мусаясул, М.-А. Джемал, С. Салаватов, Х. Аскар-Сарыджа, М. Магомедова, И. Хумаев, братья Сунгуровы, Х.Халилов, О.Гусейнов, В. Горьков, Е. Омельченко, Ю. Николаев, Х. Алиханов, Э. Акуваев, Х. Юсупов, Т. Магдиев и многие другие.
Но и среди современных дагестанских художников есть те, кто мастерски владеет техникой искусства, не боится новых форм, понимая, что за этим — будущее. Давайте же познакомимся с ними поближе.
Андрей Гончар
Работы этого талантливого художника хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, картинной галерее им. А. Кадырова, Доме графики, музее Д. А. Ровинского, Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова, Томском областном художественном музее, Музее дружбы народов России, Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Работы из серии, сделанной в сёлах Ури и Мукаре, несомненно, представляющие этнографическую ценность, хранятся в основных фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).
– Сложно сказать, что является для меня источником вдохновения, – рассуждает Андрей Алексеевич. – Наверное, неправильно говорить о чем-то определенном, ведь на создание картины может вдохновить и совсем казалось бы, незначительная мелочь. Художник-график, член Союза художников России Андрей Гончар — участник более 60 выставок разного уровня: региональных, всероссийских и международных. Основной темой его творчества является горный архитектурный пейзаж.
– Часто в своих работах я изображаю дагестанские села и их жителей. Пытаюсь поймать и сохранить то, что так стремительно и безвозвратно уходит от нас, стараясь превратить свою картину в окно, через которое наши дети смогут заглянуть в прошлое и задумаются о сохранении настоящего, – отмечает художник. – В изостудии, где я преподаю, своих учеников учу не бояться экспериментировать и фантазировать.
Заира Мукаилова
Произведения этого художника обладают удивительным свойством: чем дольше смотришь на них, тем больше влюбляешься.
– Моё увлечение рисованием началось ещё в раннем детстве. Тогда мне было достаточно лишь простого карандаша для неловких юных зарисовок, – рассказывает Заира Мукаилова.– Но с годами, заглянув в «закулисье» изобразительного искусства, мне стало интересно пробовать различные материалы, чтобы найти свой любимый.
Ее работы хранятся в частных собраниях и фондах. Девушка принимала участие в Республиканской выставке современного искусства в Махачкале, Mini Print International Of Cadaqu’S, III Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник», V зональной ежегодной выставке «Арт-Май», «ART – МИР» (Кисловодск), студенческом конкурсе экслибриса «Первые шаги – 2016» (Москва), II Международном конкурсе экслибриса Varna (Болгария), Международной триеннале станковой печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL — 2016» (Уфа) и многих других.
– На сегодняшний день могу сказать, что я всё-таки неисправимый график,– признается Заира Мукаилова.– И, к счастью, материалов в графическом искусстве множество. Печатная графика покорила меня своим ювелирным подходом, здесь есть своя эстетика. Точность линии, штриха, игра чёрного и белого, света и тени без излишних спецэффектов – всё это притягивает. Графика для меня – это прежде всего лаконичный и выразительный способ реализовать своё видение посредством силы нажима карандаша, иглы или кисти.
Девушка признается, что очень любит свой родной город и ему была посвящена серия офортов «Мой Каспийск».
Магомед Даудов
Теплые воспоминания из детства, разные жизненные истории дают толчок творчеству Магомеда Даудова, члена Союза художников РФ, преподавателя рисунка и живописи ДХУ им. М.-А. Джемала. Философское осмысление тем уходящего, забытого Дагестана выбрано им не случайно. Это своего рода посыл подрастающему поколению.
– Мы не имеем права забывать свою историю и традиции, – считает Магомед. – А рисуем руины не потому, что не видим красивых архитектурных сооружений, обидно, что люди массово покидают свои очаги.
Вот уже 10 лет основные темы работ Магомеда Даудова — человек, земля, труд. Отражать их лучше всего удается через графику как уникальную, так и печатную. В его работах можно увидеть завораживающие пейзажи дорогого сердцу края, тепло, любовь и восторг.
Работы этого автора хранятся в частных собраниях, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, Доме графики, Музее Д. А. Ровинского, Томском областном художественном музее.
– Рисунок – это способ самовыражения путем изучения окружающей материи, стремление мысленно перенестись в знаковый топос, а также символически перенести его в своё личное пространство и, наконец, лаконичным и исчерпывающим образом обозначить свою культурную, религиозную и территориальную принадлежность, – считает Магомед Даудгаджиевич.
Этери Мусаева
Если попросить кого-нибудь назвать современных дагестанских художников, вы наверняка услышите и эту фамилию.
– В своих работах я стремлюсь запечатлеть уникальные историко-архитектурные памятники сел Дагестана, а также передать красоту и великолепие сельского пейзажа, – говорит Этери Гаджиевна.
В каких только выставках она не участвовала. Это Mini Print International Of Cadaqu’S (Испания), международный студенческий конкурс экслибриса «Дом экслибриса» (Москва), Выставка — книжная ярмарка «Тарки-Тау», 2012 (Махачкала), «Мир в картинах молодых художников Кавказа», Международная биеннале печатной графики «Кубачинская башня» и многие другие.
Работы хранятся в частных собраниях, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, картинной галерее им. А. Кадырова (Грозный), Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова и других.
Хадижат Магомедова
Девушка уже четвертый год занимается печатной графикой под руководством Юсупа Ханмагомедова и Арслангерея Акавова.
Участница городских, республиканских, международных и всероссийских выставок.
Работы хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, Музее китайской печати (Гуанлан, Шеньчжень), Национальной научной библиотеке Северной Осетии-Алании, Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость», Тульском музее изобразительных искусств.
– Воодушевляюсь успехами товарищей и атмосферой сотворчества, царящей в нашей печатной мастерской. Для меня графика – предпочтение в искусстве и принадлежность к замечательному коллективу, – отмечает Хадижат Магомедова.
Лейла Казарова
Участница городских, республиканских и всероссийских выставок Лейла Владиславовна после завершения учебы на художественно-графическом факультете ДГПУ работала по специальности и четыре года назад основала художественную студию по декору интерьера и одежды.
– После этого стало поступать много просьб от девушек через социальные сети, где я выставляла свои работы. Они просили научить их тому, что умею. Это и сподвигло меня на проведение мастер-классов для детей и взрослых. Наши мастер-классы проходят в тёплой дружелюбной обстановке, наверное, поэтому к нам всегда возвращаются, а с некоторыми ученицами мы стали коллегами. Мы развиваем различные темы прикладного творчества.
Лейла Казарова с командой ведет проект по созданию платков в стиле «этно», они буквально «горят» этой идеей, влюблены в неё. Быть может, поэтому стараются сделать каждое изделие уникальным, начиная от упаковки и завершая рисунком; ни один эскиз не повторяется дважды.
– Мне представилась возможность написать картину на бескрайнем полотне, ведь что может быть прекраснее для художника при моей любви к Дагестану и его искусству, как не внедрение этого искусства в повседневную жизнь! – восторженно говорит Лейла. – Я хотела, чтобы искусство ремесленников Дагестана стало доступнее, теперь уже не только в качестве ювелирных украшений, старинной кайтагской вышивки и ковров, а все это изобразилось на чем-нибудь одном. Так родилась идея проекта, и в нём я сумела реализовать все свои замыслы.