Искусство, побеждающее время
Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция: говорят, что именно здесь впервые в истории человечества появились украшения из драгоценных металлов с самоцветами. Хотя дагестанские мастера могут с этим поспорить. А мы не спорим. Мы приглашаем вас в святая святых, в недоступную для обычного посетителя лабораторию – реставрационную мастерскую по металлу Национального музея РД им. А. Тахо-Годи.
На столе – куски. Кажется, это все-таки металл. Непрофессионал ни за что не разглядит в металле с налетом изделие, к тому же женское. За долгие годы нахождения под землей он стал совершенно непохожим на себя, весь в слоях ржавчины. Его болезни есть профессиональное название – дикая патина. И она способна заразить другие экспонаты. Возможно, перед нами серьги или элемент пояса из третьего тысячелетия до нашей эры. Научные сотрудники фонда археологии музея обязательно выяснят и точный возраст, и назначение.
В реставрационной мастерской особая атмосфера: здесь спокойно уживаются экспонаты из разных эпох, древний и современный мир. И прежде чем оказаться тут, из толщ земли их раздобыли ученые-археологи. И когда смотришь на изделия до и после – глазам не веришь. На вопросительное изумление мастера в один голос отвечают:
– Это наша работа.
Знакомьтесь – реставраторы древних ювелирных изделий Гасан Магаев и Магомед Магомедов (на снимке)! Они в совершенстве владеют старинными ювелирными техниками и возвращают к жизни изделия, которым уже давно за тысячу лет. Ценность этих памятников не измерить в граммах.
Реставрация музейных экспонатов – одна из самых редких, сложных и интересных профессий в музейном деле. Говорят, что восстанавливать первозданный вид вещей люди научились еще в средние века. Главный принцип реставрации – не навредить. Гасан и Магомед, словно врачи, продлевают находкам жизнь. В зависимости от их состояния выписывают нужный рецепт, проводят операции с хирургической точностью. И только после полного оздоровления, описания и других научных процедур вещь становится экспонатом и занимает свое место в музейном зале или хранилище.
Самые ценные экспонаты, которые с гордостью демонстрируются посетителям, прошли через эту реставрационную лабораторию, через руки мастеров. Случайные люди в профессии реставратора не задерживаются. Ремесло отбирает для себя самых-самых и задает планку: одних умений мало, надо еще обладать знаниями искусствоведа и художественным вкусом. И да, работу надо любить, – изделия чувствуют тепло и заботу.
Почти сорок лет назад Гасан Магаев пришел в музей. До этого жил в Балхаре, учил школьников литературе, русскому и немецкому языкам. Там же впервые начал реставрировать женские украшения. Коллеги просили починить старинные серебряные «висюльки» с национального платья. Чинил, не отказывал.
– Что интересно, – говорит он, – ни одного ювелирного мастера у нас в роду не было, колхозники были, а ювелиров нет. У меня как-то само собой получалось, руки сами все делали. Увлекся так, что и сам стал покупать старинные украшения, приводил в надлежащий вид.
Теперь одна из композиций украшает традиционное платье его дочери, в нем она выходила замуж.
Магомед Магомедов, прежде чем открыть в себе реставратора, работал слесарем, пожарным, милиционером, юристом… В его случае сработал генный код. Он родился и вырос в Баку, но родом из селения Хурукра Лакского района, которое славится своими мастерами-ювелирами, чеканщиками, лудильщиками и, конечно, писателями.
– Алик, мамин брат, работал ювелиром, его называли «мастер с золотыми руками». У дедушки была своя нефтяная вышка, и он ее продал за мешок бумажных денег, а после революции этими деньгами обклеивали стены, – рассказывает Магомед, попутно готовя очередную находку к реставрации.
Реставрация, по его словам, бывает трех типов: бытовая, коммерческая, музейная или научная. К последней периодически предъявляют новые требования. Например, если раньше, собирая буквально кувшин по кусочкам, пытались заполнять недостающие места гипсом, теперь же концепция другая – утраченные фрагменты не восполнять! Музейные экспонаты ни в коем случае не должны выглядеть как новоделы.
– Важный фактор в нашем деле – сохранить национальное культурное наследие, – добавляет Гасан Магаев.
Музейные «врачи» должны сохранить памятник, зафиксировать историю и по минимуму вносить коррективы. Слова «консервация» и «реставрация» для них синонимы. Всякая реставрация требует терпения и времени. В зависимости от состояния исторической ценности варьируются и сроки завершения работы над ней. Чтобы вернуть вещице потерянный облик, занести в исторические хроники, может понадобиться от нескольких дней до года. Профессиональная реставрация – настоящее искусство, побеждающее время!
Есть мнение!
Даже если вы ничего не понимаете в ювелирном деле, всё равно эта статья заслуживает вашего внимания. Да я и сама попала под эту категорию.
Тот случай, когда человек из слесаря, пожарного или милиционера становится ювелиром и делает свою работу хорошо. Да так, что древность, которой более 1000 лет, засияет ярче новой. Но разве это не круто?!
Хадижат Казимова