Как Мкртчян не хотел играть Джабраила

Весной 1967 года в широкий прокат вышел фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», ставший впоследствии классикой советского кино. Как мы знаем, комедия, снятая известным режиссером Леонидом Гайдаем, рассказывает о приключениях студента Шурика на Кавказе.
История создания «Кавказской пленницы» началась с газетной заметки. В одной из республик Северного Кавказа (в какой именно не уточняется) похитили девушку. Якобы один джигит решился на отчаянный шаг ради любимой, поскольку родственники девушки категорически не соглашались выдать ее за него. Этот случай настолько вдохновил Гайдая, что в итоге он решил создать комедию по мотивам газетной публикации.
Работа над сценарием велась талантливой творческой командой, в которую входили сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской, а также сам режиссер. Сначала версия сценария носила название «Шурик в горах». Но потом от этой идеи отказались, посчитав ее слишком похожей на сюжет фильма «Человек из ниоткуда» Эльдара Рязанова.
***
Осенью 1966 года началась масштабная работа над комедией. Съемочная группа трудилась как в павильоне «Мосфильма», так и на живописных натурных площадках. Для создания настоящей кавказской атмосферы создатели фильма отправились в путешествие по южным регионам. Съемки проходили также и в Крыму.
Актерский состав был поистине звездным. Александр Демьяненко вновь воплотил на экране образ своего Шурика. Наталья Варлей блестяще справилась с ролью очаровательной Нины. Владимир Этуш талантливо изобразил товарища Саахова. А Фрунзик Мкртчян мастерски сыграл роль дяди Нины – Джабраила.
***
Однако не всё было так просто. По воспоминаниям Костюковского, когда Гайдай пригласил Мкртчяна на роль Джабраила, то он с радостью откликнулся на это предложение. Но… прочитав сценарий, вдруг хмуро спросил:
– А зачем вы мне предлагаете отрицательную роль? Я ведь на такую подлость не способен.
– На какую? – не понял режиссер.
– В сценарии написано, что мой персонаж должен за холодильник и 26 баранов продать свою племянницу товарищу Саахову.
Гайдай рассмеялся.
– Это всего лишь кино. Тем более комедия. Думаю, эту роль лучше вас никто не сыграет.
– Может быть, – кивнул Фрунзик. – Но это моя первая роль в вашей картине. И сразу – отрицательная. Не очень хорошо. Я хотел бы сыграть положительную роль.
Режиссер посмотрел внимательно на актера и понял, что тот не шутит.
– Другой роли нет. И роль Саахова тоже, между прочим, отрицательная. Не будете же вы играть Шурика?
Мкртчян помолчал и вынес свой категоричный вердикт:
– В таком случае я подумаю.
– Сколько времени будете думать?
– Не знаю.
***
Режиссер был в некоторой растерянности. И съемочная группа была удивлена тем, что Мкртчян вдруг стал отказываться от роли. Работу над фильмом остановили.
Леонид Гайдай спросил у своего помощника Игоря Битюкова:
– Что будем делать?
Битюков пошутил:
– Этот вопрос еще писатель Чернышевский задавал.
Режиссер рассердился:
– Я спрашиваю серьезно.
Помощник пожал плечами:
– Даже не знаю. Чтобы найти другого актера, нужно время.
– Это невозможно! – вскричал Гайдай. – Каждый час дорог.
Попросили Владимира Этуша уговорить Мкртчяна, чтобы тот согласился на роль Джабраила.
И Этуш уговорил. Но Фрунзик попросил Гайдая убрать некоторые сцены, связанные с его персонажем. Например, сцену, где он как дядя поднимает руку на Нину, когда она отказывается выходить замуж за Саахова.
– Поймите меня, это уже перебор, – сказал Фрунзик. – Я никогда своих близких родственников не обижал.
– Хорошо, – кивнул режиссер.
***
Надо сказать, что путь картины к зрителю оказался непростым – «Кавказская пленница» попала под запрет советской цензуры. Судьба ее неожиданно изменилась, когда фильм посмотрел Леонид Брежнев. Он остался очень доволен. В итоге комедия получила первую прокатную категорию.
А Наталья Варлей, чтобы воплотить образ настоящей комсомолки, прошла за месяц ускоренные курсы спортивной подготовки.
Циркачка по образованию, она освоила много новых навыков: села за руль автомобиля, научилась держаться в седле и мастерски взбираться по крутым скалам.
***
«Кавказская пленница» стала одной из самых успешных кинокомедий советского периода. Фильм собрал довольно впечатляющую аудиторию – 80 миллионов зрителей. По кассовым сборам картина оставила далеко позади такие известные комедийные ленты, как «Свадьба в Малиновке» и «Бриллиантовая рука».
Международное признание к этой работе тоже пришло довольно быстро: в 1968 году кинокомедия была представлена на фестивале советских фильмов в Лондоне. А потом и в других европейских городах: Прага, Берлин, Мадрид, София, Белград, Варшава, Хельсинки. Успешный зарубежный показ продолжался
по 1972 год.
Статьи из «Культура»
Поэтам – сцена!

Краски нашей Родины

Когда «Геба» на сцене…

На языке красоты

Песнь о «Гомере XX века»

Оружейная история Страны гор

Культурный визит к соседям

Финал стал апофеозом

Отдых для всей семьи

Татьяна Есенина и Махачкала

«Мир внутри меня»
