Купить PDF-версию
08:24 | 16 декабря, Пн
Махачкала
X
09:15 27.06.2019

Классика сквозь призму современности

В детстве она часто слышала от бабушек, от отца и других родственников рассказы о прославленных предках-революционерах и писателях Гаруне Саидове и Бадави Саидове, бывшими в эпоху становления советского государства яркими представителями дагестанского просвещения.

Но тогда, в пору беззаботности, она мало к ним прислушивалась. Лишь спустя несколько десятилетий, став уже опытным режиссером, известным в московских творческих кругах педагогом актерского мастерства и актрисой, Пати Махачева вспомнит те давние рассказы, начнет вникать в историю своего рода, вновь и вновь возвращаясь к судьбам своих славных предков. С каждым новым открытием ностальгия по Дагестану становилась все непреодолимее…

В итоге спустя много лет она решила приехать на родную землю. И не просто погулять по местам своего детства и юношества, а еще с целью поставить на сцене Лакского театра спектакль по первой дагестанской пьесе «Лудильщики» Гаруна Саидова – родного брата ее бабушки. Идея оказалась очень кстати, поскольку в этом году исполняется 105 лет со дня написания произведения и 100 лет со дня расстрела деникинцами Гаруна Саидова. Обе эти даты значимы для Лакского театра и всей дагестанской интеллигенции.

Пьеса революционера, публициста и первого дагестанского драматурга «Лудильщики» – социальная драма, поднявшая острые жизненно важные проблемы. Впервые она была поставлена в 1914 году в Кумухе и вошла в историю дагестанской многонациональной драматургии как полноценный драматургический опыт.

Произведение рассказывает о кустарях, пытающихся в тяжелых, жестоких условиях, заработав деньги, вырваться из круга безысходных бед. Взяв за основу открытый социальный конфликт, автор построил действие на чрезвычайно захватывающей своим драматизмом коллизии. Ее идейное содержание в том, что действующая политическая власть и экономические отношения не могут разрешить актуальные проблемы жизни людей.

– Когда я несколько лет назад прочитала произведение, первая мысль, которая меня посетила, была такая: «Как же мало изменилось в жизни общества! Пьеса будто написана в наши дни». Все ключевые проблемы, поднятые автором, актуальны и сегодня: тема человеческой безысходности, неоправданных надежд, люди, вынужденные в силу обстоятельств оставить родное гнездо, семьи и отправиться на поиски рубля ради существования… Разве мало этого всего сегодня? Тонко чувствовавший свое время, много изучавший литературу разных времен и народов классик, публицист Гарун Саидов сумел найти те проблемы человеческого бытия, которые будут живы, пока существует человечество. Удивительно и то, что в этой маленькой по формату пьесе мы видим воплощение многих театральных традиций. В произведении есть и гоголевская тема маленького человека, и чеховская тема спасения родового гнезда, и основы рутинной драмы, также обозначенные в пьесах Антона Павловича, и шекспировская драма… Вот эта многогранность и способствует тому, что пьеса так живо откликается на все времена, – говорит Пати Махачева.

Оттолкнувшись от произведения, режиссер намеревается создать новую версию классической постановки Лакского театра с привязкой к современности, осветив подспудно темы и проблемы наших дней.

– Ставить просто по тексту мне бывает неинтересно, — делится Махачева. – Всегда хочется сочетать разные планы – музыкальный, поэтический, пластический… Такой разноликий синтез дает возможность привнести в произведение новые смыслы, новые образы, – продолжает режиссер.

Не идти по проторенному пути, не ставить по шаблону – это незыблемое творческое кредо Пати Махачевой. Избрала его она для себя еще во время учебы на режиссерском отделении в Дагестанском культпросветучилище и в Воронежской академии искусств. В последующем опыт общения и сотворчества с легендарным профессором Щукинского училища Александром Паламишевым и основателем «Театра пластической драмы», заслуженным артистом России Гедрюсом Мацкявичусом еще больше убедили ее в том, что режиссер не должен слепо следовать написанному.

В своей версии спектакля «Лудильщики» Пати Махачева стремится сочетать классическую пьесу с поэзией Гаруна Саидова и со старинными лакскими этническими напевами. Также в новом спектакле будет пролог, в котором режиссер попытается сквозь призму наших дней показать, как могла бы сложиться судьба главных героев пьесы Гаруна Саидова.

– Когда я думала над тем, как осовременить произведение, написанное более ста лет назад, мне в голову пришла мысль: а почему бы не показать потомков тех самых лудильщиков, которые в силу жизненных обстоятельств были вынуждены покинуть свои дома, – делится режиссер. – Гарун Саидов свое произведение закончил тем, что главный герой Ахмед, убив невиновного своего земляка, не сумеет вернуться в родное гнездо. А что же было с ним дальше, как сложилась его судьба? В прологе нашего спектакля мы показываем, что Ахмед во время революции оказался за границей, в Италии, где и по сей день живут его потомки. Они считают себя итальянцами, не подозревая, что их предком был бедный лудильщик из далекого лакского села в Дагестане. Идея создать такое продолжение пришла как-то сама собой. В детстве я часто слышала от отца и родных истории о наших дагестанцах, которые в разные переломные для страны времена оказывались за границей и оставались там навсегда, обзаводились новыми семьями, ассимилировавшись с местными народами. Сегодня таких случаев тоже немало. Погружаясь в другую среду и культуру, люди уже теряют связи со своими корнями, своим народом. Хорошо это или плохо? Не берусь на это отвечать однозначно. Пусть зритель сам решит для себя. Моя цель – показать, как порой мы мало можем знать о себе, своей истории, своем родовом древе.

Премьера новой версии спектакля «Лудильщики» состоится 1 июля на малой сцене Русского театра в Махачкале. А уже в последующие дни театр повезет свою новую постановку в Кумух и Вачи. Пати Махачева и все актеры ждут этого с нетерпением. Актеры в предвкушении встречи со своими поклонниками, режиссер же хочет оказаться в тех местах, где некогда жил и творил ее славный предок. «Я уверена, что это путешествие, это соприкосновение с историей моего рода оставит во мне большой след, и в последующем в творчестве это так или иначе проявится», – резюмировала Пати Махачева.

Похожие

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

По стопам отца, не снижая планки

120
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Знаменитая пьеса Арбузова – на дагестанской сцене

96
Спектакль «Мой бедный Марат» по...

Он мечтал о сцене

206
Всенародный любимец Магомед Мусалаев (на снимке крайний справа) мальчишкой работал у дяди в...

…Вечный сюжет

81
Два показа долгожданной премьеры спектакля «Кровавая свадьба» по мотивам одноименной...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

33
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

11
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

92
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

15
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Когда искусство вне политики

16
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...