Мастера филигранного узора
Наша республика славится мастерами во многих видах искусства, в том числе и ювелирном. И среди них достойное место занимает заслуженный художник России, председатель Дагестанского отделения Союза художников страны Курбанали Магомедов. Сегодня наш рассказ о нем.
Портрет Пушкина – начало пути
– В Дагестане многие привыкли, что если ювелир, то, скорее всего, это кубачинец или лакец. А если аварец, то гоцатлинец. Потому многие, кто знакомится со мной и моими работами, узнав, что я цумадинец, очень удивляются. Разрыв шаблона какой-то происходит (улыбается). Но меня это нисколько не обижает. Я нашел себя в творчестве, нашел, как мне видится, свое предназначение. Чего еще можно желать? Безусловно, просто так ничего не дается, нужны годы работы над собой. Но до этого, конечно же, надо решить, чего ты хочешь от жизни. Ответ на этот вопрос я нашел еще в школьном возрасте. Помню, когда учился в классе восьмом, в гости к нашему учителю пришел выпускник сельской школы, который поступил в художественное училище, со своими рисунками. Учителя спешили увидеть, что же такое он нарисовал, ученики собирались возле его работ. Увидев рисунки своего односельчанина, я через какое-то время мысленно вновь и вновь возвращался к ним, и мне тоже захотелось что-то такое нарисовать. И вот, сидя на уроке литературы, я в какой-то момент ловлю себя на том, что не замечаю того, что в классе происходит, а рисую в своей тетради портрет Пушкина. Получилось весьма недурно, если учитывать, что моим инструментом была обычная шариковая ручка. Учитель посмотрел мой рисунок и похвалил, порадовались за меня и одноклассники. В тот день я понял, что могу и хочу стать художником.
По окончании средней школы будущий ювелир уезжает служить в армию, а затем поступает в художественное училище им. М. Джемала, где на отделении художественной обработки металла обретает навыки настоящего мастера. Стремясь постичь глубже и больше, он помимо учебной программы очень быстро стал выполнять самостоятельные произведения. Пока его однокурсники постигали основы на куске металлической пластины, он уже гравировал свой кинжал. В то время как другие работали над созданием простейшего браслета из меди, в его руках тонкие медные ниточки вплетались в сложный филигранный узор, и в итоге на свет появлялось законченное произведение, глядя на которое многие именитые ювелиры не могли поверить, что это создано руками второкурсника худучилища. Упорство, желание глубже вникнуть в суть профессии привели к тому, что скромный юноша по окончании учебы в 1979 году не только получил диплом с отличием, но и был оставлен в училище преподавателем спецдисциплины, где проработал более 30 лет.
Учить и учиться самому
– Одно дело, когда ты постигаешь мастерство для себя, и совсем другое, когда перед тобой стоит задача передать свои знания другому. Это очень ответственно, и потому как только я стал работать преподавателем, решил, что мне нужно глубже все изучить. Стал много читать и, конечно же, не переставал работать над изделиями. Ученики должны видеть, что учитель не только подкован теоретически, но еще профессионально владеет всеми тонкостями ремесла, им есть на кого равняться. Я ведь тоже в свое время равнялся на своих учителей. Азы по гравировке постиг у известного Гаджиапанди Апандиева, по филиграни – у Олега Чашкина. Надо было суметь все полученное от них передать моим ученикам. Я избрал такой путь – постигал все вместе с ними. Поделится, к примеру, со мной студент своей задумкой, изучаю с ним литературу, смотрю, как можно воплотить тот или иной образ, как правильно создать композицию, чтобы все было цельно, гармонично. Эта методика, которую, к слову, я также почерпнул у своих наставников, позволяла, во-первых, установить хороший контакт с учеником, и, во-вторых, что тоже очень важно, давала мне возможность учить и при этом учиться самому, – рассказывает Курбанали Магомедович.
А еще эта педагогическая методика позволила подготовить сотни художников-ювелиров. Среди учеников мастера известные в мире художники Фатима Хаджиева (Нальчик), Игорь Чашкин (Волгоград), Чингиз Кикеев (Элиста). А сколько их в Дагестане, активно участвующих в выставках, учительствующих в художественных школах, работающих в частных мастерских…
Есть среди учеников и те, кто превзошел своего учителя. И это только радует его.
– В Адыгее есть мастер-ювелир Ася Еутых, известная в России, в странах Ближнего Востока. Ее изделия часто преподносятся главам государств, она создает поистине удивительные произведения искусства. Когда-то Ася приехала к нам в училище, чтобы поработать над дипломным проектом. Сама она училась на отделении живописи, но к окончанию учебы решила создать работу в металле. Училась под моим началом полтора месяца, за этот короткий срок я постарался дать ей все необходимые навыки. Девушка оказалась очень способной и быстро все освоила. Вернувшись на родину, она продолжила совершенствоваться, и я с радостью узнаю о ее успехах, – говорит Магомедов.
Ася Еутых, рассказывая о себе, о своем творческом становлении, всегда вспоминает учителя из Дагестана, неустанно благодарит его.
Настоящий художник тогда лишь будет признан и принят, когда у него появится свой неповторимый, уникальный почерк.
Творческие люди могут подпитывать себя постоянно от всего, что их окружает. Но, пожалуй, сильным источником вдохновения являются те чувства, которые мы способны испытывать. Самым мощным источником вдохновения художника служит чувство влюбленности.
Формула неиссякаемого вдохновения
Настоящий художник тогда лишь будет признан и принят, когда у него появится свой неповторимый, уникальный почерк, учили его наставники. То же самое он повторяет своим студентам. Наверное, поэтому его авторские работы украшают фонды музеев изобразительного искусства Дагестана и Ставрополя, специального фонда Союза художников России, частные коллекции Голландии, Германии, Ирана, Франции, США…
– Часто сегодня наблюдаю такое – художник на слуху, проводит множество выставок, а при этом смотришь на его работы – нет глубины, нет контакта. И, наоборот, человек мало заявляет о себе, его даже порой не видно, не слышно, а потом раз появится, и образы его произведений моментально врезаются в память, одухотворяют. Вот к этому надо всегда стремиться, – говорит Курбанали Магомедов.
И это не слова менторствующего с высоты своих лет и опыта художника-мастера. Несмотря на многие годы в профессии, на свой авторитет, когда только твори, ведь твое имя уже говорит само за себя, он продолжает неустанно совершенствоваться, ищет новые формы и способы воплощения образов, роящихся в его воображении. Как итог – на свет вновь и вновь появляются серьги, браслеты или целый комплект. Каждое изделие уникально, каждое выполнено в излюбленной технике филиграни (к слову, одной из сложнейших в ювелирном деле), и потому их можно рассматривать подолгу, изучая и поражаясь хитросплетению тончайших ниточек серебра.
– Мои друзья часто говорят: «Твои изделия купить не всякий может себе позволить, поэтому они у тебя нечасто продаются. Делай что-нибудь попроще, более ходовое». Я считаю это неприемлемым, даже греховным. Мои работы, может, и не так часто продаются, но зато они всегда находят истинного ценителя. И этого мне достаточно. Создавать поточные вещи я не привык и не хочу. Так можно скатиться до обыденности, безликой штамповки, а это категорически не вяжется с моими внутренними установками. Я чувствую себя счастливым только тогда, когда в мучительном поиске нашел какую-то новую форму, новый образ, когда могу создать то, чего еще не было, – делится ювелир.
– Сколько времени у вас уходит от задумки до воплощения?
– Месяцы, а то и годы. Я работаю только тогда, когда у меня хорошее настроение. Поругавшись с женой или с кем-либо, сесть за работу и создать что-то хорошее, я считаю, невозможно.
– А откуда черпаете вдохновение?
– Творческие люди могут подпитывать себя постоянно от всего, что их окружает. Но, пожалуй, сильным источником вдохновения являются те чувства, которые мы способны испытывать. Самым мощным источником вдохновения художника служит чувство влюбленности. Оно окрыляет, преображает человека, делает его одухотвореннее. При этом в течение всей жизни художнику важно влюбляться семь-восемь раз и чтобы каждое чувство длилось семь-восемь лет.
– Это вы такую формулу неиссякаемого вдохновения выработали для себя?
– Это не я, а ученые. Но я полностью согласен с данной теорией.
– А сами много раз влюблялись?
– Бывало, конечно, а иначе стал бы я так все расписывать (смеется).
– Над чем работает король филиграни Кавказа сегодня?
– На протяжении последних лет меня и моих коллег приглашают к участию во Всероссийском конкурсе авторского ювелирного искусства, проходящем в Калининграде. Каждый раз дагестанское мастерство вызывает неподдельный восторг у всех гостей этого престижного конкурса. Мне как председателю Союза художников республики это, безусловно, очень приятно, и потому стараюсь вместе с другими ювелирами принимать участие в нем.
Условия конкурса таковы, что к каждому мероприятию надо создать три новых авторских произведения. Вот сейчас я работаю над одним из них – делаю браслет из серебра с бирюзой. Как завершу его, примусь за другое изделие. В прошлую свою поездку я приобрел в Калининграде янтарь, и теперь мне не терпится создать из него изделие, в котором бы этот камень заиграл на фоне необычных дагестанских орнаментов и узоров. Фантазия рисует то один образ, то другой, а я в творческом предвкушении. Вот это ощущение мало с чем можно сравнить, и пока оно есть, я могу сказать, что я по-настоящему счастливый человек, – подытоживает беседу ювелир.
Нам остается только позавидовать ему и пожелать Курбанали Магомедову успехов во всех начинаниях и воплощения всех его творческих задумок.