Верующие родители хотели видеть своего сына ученым алимом. Дедушка читал Коран, имел библиотеку религиозных книг. Внук же увлекся резьбой по дереву, мастерил всякие игрушки. И так любил музыку, что рискнул еще мальчишкой сделать свой первый пандур. А поводом послужило упавшее в огороде сухое дерево. Это была старая липа. «Из неё я и смастерил инструмент. Получилось. Пандур звучал отлично. Так открылся счет моим инструментам. Сейчас их более ста», — говорит мастер.
Звучание музыкального инструмента зависит от породы дерева, из которого он изготовлен. Оказывается, чистый звук дает китайский ясень, чуть приглушенный – у тополя и осины. Для скрипки подходит груша. Пандур имеет свою душевную организацию, ее рождают руки мастера. На его изготовление уходит 3-4 дня. У каждого мастера на изделии свой отличительный знак. Это может быть рисунок животного, высеченный на корпусе. Чаще насекают орлиную голову. Пандуры Хайбуллы узнают по голубю на инструменте. «Эта птица — символ мира, добра, а значит и мои пандуры принесут счастье их владельцам», — надеется мастер. Иногда он получает заказы на массовое изготовление инструментов, например, от Центра традиционной культуры народов России, ансамблей. Бывает до 40 единиц. Но и в этом случае он уходит от штампа: каждый пандур будет со своим, присущим только ему звучанием.
Хайбулла Асиялов работает в сфере культуры 17 лет, почти столько же — солистом в ансамбле народных инструментов «Гуниб». Он победитель многих конкурсов и фестивалей, состоявшихся в разных уголках Дагестана. В числе последних – лауреатcтво I степени в республиканском конкурсе пандуристов «Играй, душа!» и фестивале «Цамаури» на приз Главы Дагестана.
— Мне нравится радовать людей хорошей музыкой. В радости и печали всегда со мной пандур — выразитель моих мыслей и чувств, — признается Хайбулла.
Рано оставшись сиротой, он познал тяготы жизни, но не сник, не отчаялся, а наперекор обстоятельствам своим примером трудиться заряжал других. Его, колхозного бригадира, передовика производства, сам Никита Сергеевич Хрущев наградил премией.
Вот и детей он воспитывает своим примером. Искусству изготовления музыкальных инструментов учит подрастающее поколение. В Центре традиционной культуры Гунибского района ведет кружок, где ребята под его руководством изготавливают инструменты. «Сегодня детей трудно чем-то увлечь, оторвать от телефона, компьютера. Я призываю в помощь народное искусство, взяв в союзники свой пандур. Обучаю ребят не только его делать, но и играть на нем. Не каждый может похвастать успехами, зато остаются на всю жизнь преданными искусству людьми», – так думает Хайбулла Асиялов.
— Что значит для вас народная музыка? – интересуюсь я у мастера.
— Это вся жизнь, это мир, наполненный красками гор.
В песнях нашего народа история предков, наше прошлое, без которого нет будущего. Посредством музыки мы общаемся на фестивалях с самыми разными людьми, народные мелодии объединяют нас вокруг общих ценностей. В моей душе живет музыка Этль Али из селения Телетль, погибшего в Великую Отечественную, поэзия Махмуда из Кахаб-Росо, оставившего потомкам печальные, красивые мелодии, творчество Даку Асадулаева, прославившего пандур на века.
— Вы легко отпускаете творения своих рук в большую жизнь?
— На моих инструментах играют многие популярные в народе исполнители: Гаджилав Гаджилаев, Гамзалав Гамзалов и другие.
— О чем мечтаете?
— Мечтаю жить в Гунибе. Это красивое, живописное место. Построю там дом, тем более что строительство – мое хобби. Лишь бы здоровье не подвело. Хочу жить в единении с природой и музыкой в родных горах. Я часто вижу один и тот же сон. В детстве я пас наших коз. В горах часто бывают дожди, поэтому со мной всегда был тулуп с большими карманами для пандура. Заканчивался дождь, я доставал инструмент и наигрывал любимые мелодии. И тогда мне казалось, что каждая травинка, каждая букашка вместе со мной радуются солнышку после дождя. И мне так не хочется просыпаться!