Купить PDF-версию
13:24 | 06 декабря, Ср
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X
10:46  01.08.23

Мощный позитив этнокультуры

Калимат Эльдарова, заслуженный работник культуры РД
17

Этническое многообразие Дагестана создает идеальные условия для художественного образования детей. Важную роль в совершенствовании системы образования и повышения квалификации работников культуры вот уже более 40 лет играет Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры Республики Дагестан. Одна из главных задач центра – мониторинг состояния учебных заведений начального и среднего звена, с которыми он тесно взаимодействует, оказывая методическую помощь и реализуя творческие проекты.

На сегодняшний день Республиканский учебно-методический центр курирует работу 86 школ дополнительного образования в сфере культуры. Этим самым обеспечиваются условия для формирования будущего культурного наследия республики. В основном это детские школы искусств, а также музыкальные и художественные школы. Есть в Дагестане и одна школа циркового искусства. В целом сеть выглядит достаточно стабильной.

Однако стала проявляться тенденция к снижению этого показателя, что является проблемой не республиканского, а государственного масштаба. Причин тому много. Это отсутствие централизованного управления системой художественного образования ввиду разграничения полномочий между уровнями власти – федеральной, региональной и местного самоуправления. Другая причина – закрепление за школами искусств статуса учреждений дополнительного образования и в результате идентификация их с досуговыми учреждениями. Происходит старение педагогических кадров, сокращается приток молодых специалистов в низкобюджетные учреждения, ослабевают творческие и методические связи между детскими школами искусств, ссузами и вузами. И причина тут одна – ведомственная разобщенность таких учреждений.

В то же самое время в нашей республике уделяется пристальное внимание работе детских школ искусств. Органам местного самоуправления муниципальных образований Правительство РД рекомендовало принять меры для расширения сети школ искусств и укрепления их материально-технической базы. Остается надеяться, что главы муниципальных образований учтут данные рекомендации и будут всемерно поддерживать школы искусств на местах.

Важное место в работе учебно-методического центра отводится мероприятиям, направленным на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Среди таких проектов ставшая традиционной «Творческая весна», включающая ежегодно республиканские конкурсы для учащихся исполнительских отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств. Это конкурсы «Юные гитаристы», «Волшебная флейта», конкурс пианистов им. Г. Гасанова, хореографический конкурс, посвященный Международному дню танца, конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Весенняя фантазия». Проект «Искорки творчества», представляющий цикл выставок, позволяет художественным школам и школам искусств поочередно демонстрировать работы учащихся в различных видах изобразительного искусства.

Доброй традицией в Дагестане является проведение фестивалей «Золотые звездочки Кавказа» и «Маленькие горцы», организаторами которых стали Республиканский Дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр и управление культуры Администрации г. Махачкалы. При участии учебно-методического центра для преподавателей школ искусств организуются мастер-классы известных российских исполнителей.

Наряду с творческими мероприятиями центр проводит большую работу по повышению квалификации работников сферы культуры и искусства. В текущем году прошли курсы для руководителей детских школ искусств, для преподавателей фортепианных, хореографических, декоративно-прикладных отделений школ, работников библиотечной системы. Запланировано приглашение специалистов по музейному делу из-за пределов республики: у работников музеев Дагестана давно назрела необходимость в общении и обмене опытом с коллегами.

Дагестан характеризуется исключительным этническим многообразием. Поэтому перед системой художественного образования дагестанских детей стоят весьма глубинные этические задачи интеграции народов России на основе приобщения к общим художественным ценностям, установления оптимальных связей между автономными социокультурными общностями и региональными этнокультурами. Таким образом, художественная культура способна легитимировать морально-духовные основания поликультурного общества, отрицая всё, что находится вне цивилизационной перспективы, нетрализовать факторы религиозной и национальной нетерпимости.

Новости от партнеров

Статьи из «Культура»

Папаха о многом расскажет

4
Откуда «пришла» папаха в Дагестан и другие кавказские республики? Ни один историк ответить...

Бессмертная песня Расула

2
В беседе с краеведом Гаджимагомедом Гаджимагомедовым мы вспоминали творчество народного...

Состязания в этнокультуре

2
Вот уже несколько лет активисты Санкт-Петербургской общественной организации «Содружество...

Со спицами и пряжей

12
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Сохранить в себе Маленького принца

20
Пожалуй, самое крупное культурное событие декабрьской...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

10
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Театральное путешествие

33
Проект «Большие гастроли» Росконцерта подарил дагестанской публике замечательную...

Союз учителей и учеников

16
Полвека назад открыла свои двери для желающих познавать азы изобразительного искусства...

Музыка новая для всех

10
В Дагестане продолжается форум современной музыки «Творческие пересечения». На этот раз...

Театр воспитывает

26
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

К новым вершинам

12
С участием артистов Даггосфилармонии в Махачкале состоялся III Инклюзивный фестиваль...

Та, что к солнцу поднялась!

11
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской,...