Не просто ради смеха
Спектакли по пьесам классика французской литературы, известного драматурга и актера Жана-Батиста Мольера – это всегда яркое, красочное театральное зрелище, сочные комедийные краски, азартная и темпераментная игра актеров. Но что самое главное – это исцеляющий, отрезвляющий смех, заставляющий задуматься о вечных ценностях.
Именно поэтому спектакли по его пьесам идут с большим успехом в самых разных странах мира. А недавно еще одной точкой на карте, где балом правили герои пьесы Мольера, стала наша Махачкала. Лакский драматический театр представил на днях возобновленный после почти тридцатилетнего забвения спектакль «Жорж Данден, или Одураченный муж».
В центре внимания постановки богатый крестьянин Жорж Данден, посватавшийся к дочери барона де Сотанвиля, прекрасной Анжелике. Для бедных дворян этот брак – спасение от финансового краха, а для богатого, но незнатного крестьянина – возможность получить дворянский титул. Свадьба не принесла никому счастья. Анжелика стыдится и избегает своего супруга-простака, благородные родители жены упрекают его в отсутствии воспитания и в незнании, как себя вести в приличном обществе. К тому же у него наметился соперник – красивый и молодой виконт Клитандр, ухаживающий за Анжеликой. Сколько ни пытается Жорж Данден уличить свою неверную жену, в конце все равно остается в дураках: он вынужден сам себе признаться, что был полным идиотом, погнавшись за положением в обществе. Купившись на дворянский титул, он потерял самое главное – ключ от своего счастья.
О чем же задумается зритель, вдоволь насмеявшись над ситуациями и героями спектакля по пьесе Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж»? О том, что не нужно бегать за деньгами и положением в обществе. Ведь в погоне за этим можно просто потерять человеческое достоинство и стать посмешищем для всех. Главный герой спектакля это понимает, но слишком поздно. Оттого его монологи наполнены грустью и печалью за свою судьбу.
«Сколько хлопот с женой-дворянкой! И какой урок моя женитьба всем крестьянам, которые вроде меня захотели бы подняться выше своего звания и породниться с господами! Дворянство само по себе – вещь неплохая, стоящая вещь, что и говорить, но неприятностей с дворянами не оберешься, с ними лучше не связывайся. Я это испытал на собственной шкуре и знаю, как ведут себя господа, когда они позволяют нам, простым людям, войти в свою семью. К нам самим они не особенно льнут, им важно повенчаться с нашим добром. Я человек зажиточный, вот бы мне и жениться на доброй, честной крестьянке, а я взял жену, которая смотрит на меня свысока, стыдится носить мое имя и думает, что я при всем своем богатстве не могу окупить чести быть ее мужем. Жорж Данден, какую же ты сделал глупость! Теперь я собственного дома боюсь. Как ни придешь – вечно одни огорчения», – рассуждает главный герой и находит сопереживание у зрителя.
Режиссер-постановщик спектакля, народный артист Дагестана Аслан Магомедов, кроме того, что полностью выстроил саму постановку, сыграл в ней главную роль. Задача очень сложная и изнурительная для творческого человека. Но, судя по восторженным отзывам зрителей и коллег-театралов, он справился.
— Я долгие годы хотел реанимировать этот спектакль, — делится режиссер. – В нем почти тридцать лет назад играл мой отец – заслуженный артист России, народный артист Дагестана Садык Магомедов. И тогда зритель, как и сегодня, отметил, что в пьесе семнадцатого века описаны пороки, которые будут живы до тех пор, пока живо человечество. Чему учит опыт Жоржа Дандена? Тому, что давно заключено в народной мудрости: не садись не в свои сани.
— Я давно столько не смеялась, — делится одна из зрительниц Шикаят Осаева. – Но что мне особенно понравилось в спектакле – смех не просто ради смеха. Ты смеешься над героями, но при этом понимаешь – таких бедных Данденов среди нас немало. И пока люди не научатся жить не ради чьего-либо мнения, а просто для себя, для своего счастья, их меньше не станет.
Первые зрители спектакля по достоинству оценили работу и по его окончании спешили поблагодарить режиссера.