Ночь весны
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к празднику. Каждая «ночь весны» здесь бывает особенной. Обрядовый праздник Хидин уш много лет отмечают в Агульском районе.
Проводится праздник неизменно в середине марта. Агульские сёла все бывают охвачены весёлой суетой, но оживлённее и многолюднее всего в районном центре – селении Тпиг. С утра площадь заполняется молодёжью, звучат музыка, смех, песни.
А у взрослых свои забавы. И одна из них – бой быков, своеобразная агульская коррида. Традиционны в этот день состязания в беге, метании камня, перетягивании каната.
А ещё принято навещать близких родственников, соседей, особенно пожилых. В дом входят с пожеланиями мира, добра и благополучия. Гостей угощают кашей куча-муссу, её традиционно готовят из муки и творога. Кашу выкладывают на посыпанное жареной ячменной мукой (толокном) большое блюдо, поливают маслом, мёдом или урбечом.
Конечно, главный герой праздника – очищающий костёр, полыхает он с вечера до самого рассвета. И, по обычаю, с гор катили огненные колёса: они гонят прочь зиму и открывают путь весне.
Перед началом земледельческих работ проведение первой борозды поручали самому опытному и уважаемому пахарю. Когда он выводил быков в поле, его осыпали мукой, а на рога животных завязывали разноцветные куски материи.
В праздник Хидин уш у агульцев принято сватать невесту. Считалось, что это самый благоприятный день в году для выбора будущей жены. Но в первый раз сговор был тайным. А если же невеста была засватана раньше, то её обязательно ходили поздравлять с подарками. Собирались все близкие и родные, в присутствии родственников назначали день свадьбы, обговаривали детали будущего семейного торжества. В том числе и подарки.
Это сегодня невесте несут множество даров, а раньше всё было скромнее – из сундука выбирали самое ценное и преподносили невесте. Но тем не менее сторона жениха должна была выполнять все условия родни невесты и учитывать их пожелания. В старину калым выплачивался деньгами, или вместо денег давали мелкий и крупный рогатый скот, а то и пахотные или сенокосные земли; несли ещё медные кувшины. Говорят, что жених был обязан одеть с головы до ног не только свою невесту, но и почти всю ее родню.
Свадьбу отмечали с размахом, на весь аул, и длилась она до четырёх дней. В доме жениха полагалось варить барана, готовить плов и кашу из пшеничной муки. В первый день свадьбы музыканты забирались на крышу и начинали играть и петь – так по селу разносилась весть, что торжество началось; собирался народ.
В самый разгар веселья жених уходил с друзьями из дома, через время под звуки зурны и песен его выходили искать. Впереди с большим подносом с угощениями и напитками шли родственники жениха. Возвращались с ним на главную площадь села, и праздник продолжался. Многие наблюдали за действом с крыш домов, для чего заранее занимали лучшие смотровые места. В доме жениха невесту встречали медом и осыпали сахаром.
На третий день после свадьбы невесту ждал обряд выхода к роднику. Молодая жена в сопровождении подруг шла за водой, и только после того, как возвращалась домой с полным кувшином воды, она считалась в доме хозяйкой.
Этот день, 15 марта, по народному календарю считался началом нового сельскохозяйственного года, после него можно было начинать весенне-полевые работы.
Лина Кураева