Купить PDF-версию
01:24 | 04 июля, Чт
Махачкала
X
17:34 19.05.2009

Новая жизнь старой графики

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открыта экспозиция – «Новая жизнь старой графики», которая продлится до 10 июня. Выставка предоставляет редкую возможность увидеть графические произведения Г.Гагарина, Е.Лансере, Х.-Б. Мусаева, М. Джемала, Н. Лакова, возрожденные после реставрации.

Из-за сильных повреждений состояние рисунков ухудшалось, поставив под угрозу сохранность произведений. Долгое время не могло быть и речи об их экспозиции широкому зрителю. Чтобы спасти работы от дальнейшей деградации, руководство музея в лице П.Гамзатовой и С. Гамзатовой обратилось за помощью во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Грабаря в Москве, куда в 1990-2000 гг. было отправлено свыше 70 графических работ.

После реставрации рисунки обрели вторую жизнь и изначальную свежесть. Из числа возвращенных работ 40 составляют нынешнюю экспозицию. Их объединяет тема Кавказа. Большинство представленных работ относятся к 1919-1935 годам. Это период зарождения и становления новых для дореволюционного Дагестана видов изобразительного искусства: графики и живописи. Именами Е.Лансере(1875-1946), М.Джемала (1900-1960), Х.-Б. Мусаева (1896-1949) открываются страницы истории формирования этих видов изобразительного искусства в Дагестане.

Академик живописи Е. Лансере впервые побывал в Дагестане еще в 1912 году с целью сбора материала для создания иллюстраций к повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат». В музее хранится карандашный набросок «Гула, сын Хаджи-Мурата» от 4 сентября 1912 г. В конкретном и обычном человеке художник старался разглядеть черты его предка, легендарного горца, наиба Шамиля. Среди отреставрированной графики — это самое раннее произведение.

Во второй раз в Дагестан Е.Лансере приехал вместе с семьей в 1917 году сразу после революции по приглашению своего знакомого, политического деятеля Магомеда-Мирзы Хизроева, и пробыл до 1919 года. В этот период им была создана серия портретов и пейзажей, часть которых представлена на выставке. Это портреты: «Муэддин Джемал», «Хурия Ханум Дахадаева», «Мустанов Г.В.», «Бала. Девочка кумычка», «Нищенка» и портретные наброски представителей Горского правительства, скомпонованные на одном листе, подписанном автором: «К открытию Совета Республики Союза Горских народов». Будучи гостем революционера М.Хизроева, Е.Лансере мог быть привлечен к участию и присутствовать на открытии съезда в качестве художника и наблюдателя. Этот лист — ценный документ, не без юмора зафиксировавший исторические фигуры далеких 20-х годов.

Другая замечательная с исторической и художественной точки зрения работа – это акварельный «Портрет Мустанова Г.В.». Георгий Мустанов — педагог и просветитель, внесший огромный вклад в дело становления светского (особенно женского) образования в Дагестане. Приятно отметить, что упоминаемая работа, будучи отреставрированной, экспонировалась на выставке «Реставрация музейных ценностей России», организованной ВХНРЦ им. академика И. Грабаря в 2006 году, проходившей в здании «Нового Манежа» в Москве. «Портрет Мустанова Г.В.» датируется 1918 годом, периодом, когда Е.Лансере открывает первые в Дагестане рисовальные курсы в Темир-Хан-Шуре. В число его учеников входит М.Джемал — будущий основоположник дагестанской живописи.

Значительная часть работ (девять портретов, включая наброски) знакомит зрителя с творчеством другого основоположника дагестанского изобразительного искусства Х.-Б. Мусаева (1896-1949). С 1917 года работал главным художником-редактором в типографии Магомеда-Мирзы Мавраева в Темир-Хан-Шуре, где состоялось знакомство с Е.Лансере и М.Джемалом.

К данному периоду относится «Портрет Уллубия Буйнакского» (июль 1919 г.) и два карандашных наброска «Карикатура на Деникина»(1919 г.) и «Командир Дербентского полка полковник Демяник Н.М.»(1917 г.). Все три личности — исторические фигуры. Революционер У.Буйнакский и четверо его сподвижников были арестованы 13 мая 1919 г. и расстреляны отрядом деникенцев 16 августа 1919 г. на станции Темиргое по приказу ставленника Деникина в Дагестане – генерала Попова. В середине июля 1919 г. состоялся четырехдневный военно-шариатский суд в Порт-Петровске. На суде присутствовал в качестве представителя редакции журнала «Танг-Чолпан» Х.-Б.Мусаев, где он и зарисовал У.Буйнакского. Заданная постановочность композиции портрета наводит на предположение, что это законченный вариант с рисунков, сделанных с натуры чуть ранее.

До реставрации работа находилась в крайне плохом состоянии: тонкая бумажная калька, на которой был написан портрет, сморщилась и местами надорвалась. Реставрация спасла произведение и возвратила портрету первоначальный вид.

Интересным фактом явилось обнаружение в процессе реставрации еще одной работы – печатной гравюры Х.-Б.Мусаева, на которой изображены имам Шамиль в окружении мюридов, изданной в типографии     М.-М. Мавраева. Она нашлась при размонтировке работы Е.Лансере «Окрестности Темир-Хан-Шуры» (1918 г.) между подложкой и графическим листом.

Портретная серия Х.-Б.Мусаева, представленная на выставке, включает портреты односельчан и знакомых, наделенные родственной теплотой и одухотворенностью. Это «Чохинка», «Портрет горянки» и «Гимназист».

С особой нежностью написан «Портрет матери». Озаренное доброй улыбкой старческое лицо Ханики, матери художника, заполняет собой все поле небольшого графического листа. Здесь художник развивает традицию психологического портрета исповедального толка, когда лицо становится подлинным информационным окном во внутренний мир человека. Согласно авторской подписи в нижнем углу «Paris 2 Sept/ 1926», портрет написан в период его проживания за границей.

В 1992 году вдовой художника баронессой Мелани Нагель были переданы в дар ДМИИ через экс-директора Патимат Гамзатову пять живописных женских портретов и одна графическая работа — «Мужская голова»(1943 г.), которая в настоящее время экспонируется на выставке.

Во ВХНРЦ им. академика И.Грабаря была отреставрирована большая серия работ русского художника Н. Лакова (1894-1977). В 1928 г. он приехал в Дагестан, и как вспоминает сам художник: «Моя чисто творческая работа началась с 30-х годов и именно в Дагестане. Увлеченный красотами, необычностью и своеобразием условий дагестанской жизни в период строительства социализма, я не думал о формальных моментах своей профессии, работая, как душе хочется, впитывая жизнь, как она есть». В результате неутомимых путешествий появляются серии работ, посвященные строительству высокогорных ГЭС, каналов и дорог, жизни и труду на рыбных промыслах. Так была создана серия рисунков, рассказывающая о строительстве первой высокогорной и высотной плотины в Советском Союзе – Гергебильской гидроэлектростанции.

Проявляя большой интерес к человеку нового времени, художник создает серию портретов, которая включает «Портрет Курбана Магомедова»(1935 г.), «Зурнач. Портрет неизвестного»(1935 г.), «Старуха Исмаил»(1935 г.). Эти работы прошли реставрацию и экспонируются на выставке.

В годы Великой Отечественной войны Н.Лаков выезжает на фронт и создает серии графических произведений, отображая героические будни, зарисовывая городские пейзажи, на которых ясно видны разрушительные следы войны. Данный период его творчества представлен в экспозиции рядом работ — «Майданек. Раскопки комиссии»(1944 г.), «Дивизион охотников» (1945г.), «Прожекторная батарея»(1944 г.).

Великолепное наследие дагестанских и русских художников, сохраненное благодаря стараниям московских реставраторов, вновь стало доступно поклонникам дагестанского искусства

Статьи из «Культура»

Смеха ради

38
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...

Товарищ Оскар Лещинский

4
Прошло 105 лет с того времени, как погиб поэт Серебряного века, революционный деятель Оскар...

Её звали Кадрия

10
После окончания Литинститута девушка стала подписывать свои стихи коротко: Кадрия. Через...

Под тенью орла

5
Магомед Мусаев — поэт, член Молодежного совета при Министерстве культуры РД, председатель...

Семейная сцена Тимохиных

87
Даже если бы он не был актёром театра, он артист. А еще певец, танцор, шутник и балагур,...

Моряк всегда возвращается домой

16
Керчь в 26-й раз приняла Международный театральный...

Крылья его творчества

22
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...